Существование Вселенной – убедительное доказательство существования Бога. Размышляя о бескрайности Вселенной, человек невольно задается вопросом, для чего существует столь необъятная Вселенная? Наука бессильна сказать здесь что-либо так же. как ей не ответить и на другой вопрос, что такое материя (другими словами, природа) и как она пришла в движение (развитие), ибо наука изучает материю уже в готовом виде, не задаваясь вопросом о ее происхождении.
Допустим, какой-нибудь астроном-любитель обнаружил в свой самодельный телескоп великолепный дворец на Луне. Он не может им налюбоваться через линзы и объективы. Тотчас появляется масса вопросов, они растут и множатся. Увлеченный своим открытием, этот придуманный наблюдатель звездного неба, не находя другой возможности, чтобы лучше разглядеть дворец, в порыве любознательности поспешает со своим телескопом с балкона на крышу дома. Намного ли яснее он теперь увидит дворец, увидит ли прекрасное здание с других сторон? А поможет ли здесь телескоп ответить на вопрос, кем и для чего создан этот дворец, кто его обитатели и чем они занимаются?
Не так ли обстоит дело и с познанием человеком всей Вселенной с помощью телескопов и межпланетных станций? Можно ли хоть как-то сопоставить размеры Вселенной и ту высоту над Землей в сотни и тысячи километров, на которой движутся искусственные спутники Земли? Говоря же о том расстоянии, на которое удаляются от Земли межпланетные станции, следует сказать, что по сравнению с расстоянием хотя бы до самой ближайшей звезды оно значительно, меньше, чем расстояние от балкона до крыши дома в сравнении с расстоянием до Луны.
Астрономия имеет дело с очень и очень огромными расстояниями. Эти расстояния, выраженные в километрах, записываются двадцатитрехзначным числом, и это не край Вселенной. Чтобы хоть как-то вообразить себе такое расстояние. рассмотрим пример. Если бы размеры Земли, всех небесных светил и всего космического пространства можно было бы пропорционально уменьшить так, чтобы наша огромная Земля стала бы как яблоко, тогда все небесные светила весьма значительно сблизились бы между собою. Но даже при таком «сближении» самые отдаленные из числа известных нам звезд были бы в сотни миллионов раз дальше от Земли, чем фактическое расстояние от Земли до Солнца.
Серьезно задумаемся над этим.
Бог – вне пространства. Он не связан никаким – ни самым большим, ни самым малым расстоянием. Человеку не понять этого, как и другие свойства Духа Божия. Но аналогию, хоть и очень грубую, можно провести. В микромире (в мире молекул, атомов, мельчайших частичек, из которых построены атомы) расстояния ничтожно малы. Размеры тела взрослого человека, например, в сто тысяч миллиардов раз превышают размеры атомного ядра. Ясно поэтому, что человек не может быть связан масштабами микромира: он вне восприятия пространства, характерного для микромира.
Бог находится также и вне времени. Для Бога и тысяча лет, и миллиард лет, и какой угодно еще больший промежуток времени – это как миг, мгновение, подобно тому, как для человека – время, характерное для процессов, протекающих в микромире. Например, для человека одна секунда – это миг, мгновение. Одна же секунда по отношению к 10-23 сек. (0, 00 000 000 000 000 000 000 001 сек.) или 10-38 сек. (время жизни некоторых элементарных частиц) – это своего рода «бесконечность».
Все процессы, протекающие как в микромире, так и в просторах Вселенной, есть результат непосредственного вмешательства Всевышнего. И Бог позволяет человеку познавать проявления Своих действий на уровне математических, физических, химических, биологических и других законов. Выдающийся физик Эрштед писал, по этому поводу: «Все бытие есть сплошное творение Бога, всюду отпечатлевшее на себе бесконечно совершенный, неизменяемый Его Разум. В нашем сознании это непрерывное действие Божественного Разума и Его вечное тождество с Собою делается законами природы».
Достоверные знания о мироздании (а не догадки, предположения, гипотезы) не могут противоречить христианству. Даже если бы наука доказала, что осмысленное устройство Вселенной произошло от случайного соединения разных там космических частичек, газопылевого облака, неустроенного первовещества (но откуда эти частички, пылинки, первовещество?), то и тогда обязательно следовало бы признать Бога. Сам по себе хаос не может прийти в порядок, бессмыслица – обрести смысл, неразумное – произвести разум, слепая случайность – произвести такой изумительный орган, как глаз человека. Так вот, если бы все же ученые располагали неопровержимыми фактами, что Вселенная —дело случая, то тогда надо было бы сделать только один вывод: Бог, с целью явить Свое непостижимое всемогущество, повелел неустроенному веществу устроиться случайным путем, и оно повиновалось Всевышнему.
Можно без конца говорить и писать о том, как мир звезд прославляет безграничный Разум Всевышнего. Звездное небо никогда не прекращает свою убедительную проповедь о Творце. Звезды всегда говорят нам о Боге…
С глубокой древности « философы-материалисты утверждают, что Вселенная бесконечна в пространстве и не имеет ни начала, ни конца во времени. Материалисты говорят: поскольку космос не имеет границ в пространстве, значит, нет Бога, нет и Небесного Царства, ибо в бесконечной Вселенной не остается места для Всевышнего и Небесных Обителей. А поскольку, мол, Вселенная безначальна, значит, и нет Бога-Творца.
Интересно знать: каким образом древним материалистам удалось установить, например, что мир не имеет начала. Они ведь не были пророками, прорицателями, наоборот – отрицали все сверхъестественное. Да ниоткуда они это не узнавали и не узнали – им просто хотелось, чтобы так было, ибо этим самым исключается Бог-Творец.
С древности и до наших дней материализм и атеизм используют науку, особенно те ее направления, которые рассматривают мироздание в космических масштабах, для утверждения своих безбожных идей. Задача науки – не быть служанкой материализма и атеизма, не подстраиваться под какие-либо идеологические установки, а искать истину, только истину и ничего другого, кроме истины. Истинная наука – это такая наука, которая может честно, открыто признавать и искоренять свои прошлые заблуждения, неверные выводы, расчеты и т. д. Если наука знает наперед то, что она должна найти, это не наука, а служанка чьих-то интересов.
Ряд известных в прошлые столетия научных гипотез, утративших свое значение к нашему времени, материалисты по-прежнему продолжают считать ценными и прогрессивными, поскольку в свое время они способствовали утверждению атеистического миропонимания. Например, в 1796 году французский астроном, физик и математик Пьер Симон Лаплас предложил космогоническую гипотезу, в которой пытался объяснить происхождение Солнечной системы. Некоторое время гипотеза Лапласа пользовалась популярностью и внесла свой вклад в распространение безбожного мировоззрения. Лаплас – один из немногих ученых, кто открыто причислял себя к разряду атеистов. Когда Лаплас ознакомил Наполеона Бонапарта со своей гипотезой, император спросил ученого, а где же он отводит место Богу в этой космогонической системе, на это ученый гордо заявил, что в Боге он не нуждается. Позже были установлены многие недостатки гипотезы Лапласа, а в современной космологии она утратила свое научное значение. Но и после провала этой гипотезы философы-материалисты объявляют ее прогрессивной потому, что она длительное время способствовала утверждению материализма. На этом примере видна предвзятость тех философов, которые не ищут истину, а отстаивают свою идейную позицию.
Мы уже говорили, что материалисты, считая Вселенную бесконечной в пространстве, тем самым исключают бытие Бога. С этим согласиться нельзя ни в коем случае. Слушая или читая подобные рассуждения безбожников, будем всегда помнить, что по своей сущности Господь Бог не может быть ограничен тем, конечно или бесконечно космическое пространство. Если на самом деле космические просторы не имеют никакого предела (так это или не так – никто из людей не знает и неспособен узнать) – это нисколько не исключает существование Бога. Например, возьмем поверхность Земного шара. Совершая кругосветное путешествие по нашей планете, мы нигде не находим «край» Земли. Говорить, что форма земной поверхности исключает на Земле любовь, добро, правду – значит, говорить глупость. Подобно тому, как своеобразная геометрическая бесконечность – земная поверхность, не имеющая «края» не «вытесняет» из мира любовь, добро, правду, так и бесконечное пространство Вселенной не «вытесняет» Бога.
У христианина, основывающего свое мировоззрение на Библии и знакомого с современной космологией, может возникнуть такой вопрос. Зачем Всевышнему надо было создавать столь непостижимо великое мироздание, когда человеку с преизбытком достаточно планеты, на которой он живет? Давайте разберемся с этим вопросом. Сравним размеры человеческого тела, диаметр Земного шара, расстояние от Земли до Солнца. Диаметр Земли более, чем в 8 миллионов раз, а расстояние от Земли до Солнца в 100 миллиардов раз больше размеров тела человека полутораметрового роста. Настолько ничтожно наше тело в сравнении с размерами Земли и ее удалением от Солнца. Для нормального человеческого быта вполне достаточен домашний очаг размером несколько метров в длину, ширину, высоту. Однако для того, чтобы была возможна жизнь человека на Земле, наша планета должна иметь такие размеры и такое удаление от Солнца, которые никак не соизмеримы с нашим домом или квартирой. Независимо от того, пять ли миллиардов людей населяют Землю, как теперь, или если бы на планете проживал всего-навсего только один человек, величина Земли и ее место в Солнечной системе должны быть такими, какие они есть в действительности.
Подобно тому, как без Солнца и всей Солнечной системы невозможна жизнь на Земле даже и одного человека, так и для существования Солнца и Солнечной системы необходимы те звездные миры, которые мы видим на ночном небе.
Мы многое сказали в этом разделе о необъятности Вселенной и что этим самым она свидетельствует о безграничном Разуме Творца. Теперь перейдем непосредственно к разделу о Боге как Творце и Промыслителе Вселенной.
* * *
Бог – Творец и Промыслитель вселенной
Бог и законы природы.
Повсюду в устройстве мироздания человек обнаруживает разумность, т.е. закономерность. Иначе познание мира было бы невозможным. Но где же источник этих закономерностей, обнаруживаемых во Вселенной? Для религиозного мировосприятия ответ на этот вопрос таков. Бесконечный в Своем разуме Бог сотворил мир вместе с его законами. Если не признавать разумного Творца, значит, причину порядка во Вселенной следует приписывать случаю. Но разве мог случайно образоваться такой сложнейший миропорядок? Наблюдая, что во Вселенной действуют разнообразные силы, и что она развивается по определенным законам, человек может решить, что мирозданию присуще саморазвитие. Но это не так. Силы и законы, действующие в природе, не составляют планов, проектов, чертежей, не производят расчетов, не занимаются анализами и т.д. И хотя они действуют слепо, но тем не менее, нам известно колоссальнейшее множество примеров, где результат их действия в высшей степени разумен, осмыслен и целесообразен. Это может быть только в том случае, если Бог – Творец мира – сообщил силам природы определенные законы. Законы, по которым развивается природа, можно по аналогии сравнить с математической программой управления станком-автоматом. Не сама же программа себя задала и не сами же шестеренки пришли в движение. Видя работающий без участия человека какой-нибудь автомат, никто не думает, что этот сложнейший механизм появился без высокообразованных специалистов.
Говоря о законах природы, следует сказать, что поскольку существуют эти законы, должен быть и их Законодатель – Бог.
Если взять какой-нибудь текст, например, первый стих Св. Библии, состоящий из 28 букв: «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1), и дать эти буквы на разрезной азбуке ребенку, который еще не знает их названия, то можем ли мы допустить, что из этих букв он случайно сложит данный библейский текст? Здесь в качестве примера рассматривается ребенок, поскольку он поступает так же неосмысленно, как и силы, действующие в природе. А удалось бы такому ребенку случайно из множества букв сложить содержание целой книги? А если взять большую группу детей, также не знающих названий букв, и дать им сколь угодно продолжительное время, то можно ли допустить, что они смогут из громадной горы букв сложить содержание всех книг в мире? Но ведь устройство мироздания и протекающие в нем процессы и бесконечное число раз мудрее и сложнее, чем содержание всех книг на земле! Так могли ли неразумные силы природы (невесть откуда появившиеся) устроить осмысленно мироздание и установить законы природы? И где же и какой же такой «готовый стройматериал» они взяли?
Бог – Творец мироздания.
Человека с незапамятных времен интересует вопрос: как возникла Вселенная? Разумное устройство мира говорит о том, что Вселенная не могла возникнуть сама по себе, без причины, но создана бесконечно высоким РАЗУМОМ.
Любуясь каким-нибудь величественным дворцом, не будем же мы объяснять возникновение его таким образом, что, мол, на этом месте как-то сами собой появились стены, крыша, окна; двери и случайно они соединились в великолепную постройку. Что дворец имеет своих строителей, ни у кого нет сомнения. Изящная форма здания позволяет сделать вывод, что постройка возведена замечательными мастерами по проекту, составленному талантливым архитектором. Мы также знаем, что машина не может появиться без конструктора и других высококвалифицированных специалистов, часы – без мастера, книга – без писателя, картина – без художника. И Вселенная, которая в бесконечное число раз сложнее и изумительнее всех зданий, машин, книг, тоже не могла появиться без великого Создателя, имя Которого – БОГ.
При всем высоком уровне современных знаний о мироздании нет достоверных данных для утверждения, будто бы материальный мир не имеет начала. Безначальность – это бесконечность во времени, направленная в прошлое. Бесконечность же – это по сути дела такое измерение, которое никак не вмещается в тесные рамки конечного человеческого разума, и никакому ограниченному опыту она не подвластна. Исходя из определения «безначальности», нельзя опытным путем доказать, что мир всегда существует.
Каждое живое существо или любое неодушевленное тело имеет начало, и причина, вызвавшая его бытие, существует вне его самого и предшествует ему. Также и мироздание имеет начало. Оно создано Богом. Эту истину Священное Писание открывает уже на самых первых страницах.
Мир сотворен Богом из ничего. До создания мира не было никакого готового материала, которым Бог мог бы воспользоваться для сотворения мира. Сотворение мира из ничего – это чудо, которое совершилось всемогуществом Божиим.
Человеческому разуму трудно принять истину о сотворении мира из ничего, поскольку он руководствуется только тем, что ему доступно в повседневном опыте, в котором не наблюдается происхождение чего-либо из совершенного небытия. К тому же, широко распространена древняя аксиома: «из ничего не бывает ничего». Здесь следует сказать, что христианская мысль уточняет этот афоризм и перефразирует его так: «из ничего само собою (т.е. без причины) не бывает ничего». Если бы Св. Библия утверждала, что мир возник из ничего сам собою, тогда это был бы, конечно, абсурд. Но Священное Писание учит, что мироздание приведено из небытия в бытие Божиим Всемогуществом. А для всемогущего Бога нет ничего невозможного. Как из ничего Бог сотворил мир – это величайшая тайна для человеческого ума. И не следует пытаться проникать своею мыслью в то, что непостижимо для нее. Христианское откровение сообщает; что творение не было вызвано для Бога какой-нибудь внешней или внутренней необходимостью, но было предопределено Богом от вечности.
Бог сотворил мир Своими разумом, премудростью, волею, словом. В Священном Писании в подтверждение этого сказано следующее: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3:19). «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле» (Псал. 134:6). В первой главе книги Бытия содержится выражение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3) и ему подобные. Под выражением «и сказал Бог, да будет…» не следует понимать, что Бог произносил какие-нибудь членораздельные звуки, подобные человеческим словам, но этим изречением выражается всемогущая творческая сила Создателя, Который привел все из небытия в бытие.
[Чтобы лучше усвоить творческую премудрость Божию, обратимся к примеру. Для запуска рукотворного космического аппарата требуется гигантская работа мысли тысяч и тысяч ученых, конструкторов, инженеров, которых называют гениальными: необходимы точнейшая вычислительная техника, сложнейшие электронные и другие приборы. А как же тогда назвать разум Бога, который привел в движение миллиарды миллиардов небесных светил? Движение искусственных космических тел рассчитывается людьми по законам небесной механики, которые человек сам не устанавливает, а только лишь открывает в природе. Бог же не только рассчитал движение неведомого нам множества небесных тел, но и Своим умом установил сами законы движения звездного мира.
Если учесть и движение микрочастиц, описываемое законами механики, насколько же тогда еще величественнее приоткрывается нам Божественный Разум. Убедительно говорит о сложности устройства микромира такой простой пример. В одном грамме воды содержится количество молекул, выражаемое двадцатидвухзначным числом. Примерно таким же числом выражается количество молекул в одном грамме любого другого вещества (воздуха, железа, кирпича и т.д.). Каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В каждом атоме водорода вокруг ядра движется по одному электрону, в атоме кислорода – по восемь электронов, которые расположены на двух орбитах: на первой (ближайшей к ядру) – два электрона, на второй орбите – шесть электронов. У других видов атомов число электронов и орбит, по которым они располагаются, может быть и гораздо больше. Так, к примеру, в каждом атоме золота вокруг ядра вращается 79 электронов, расположенных на шести орбитах . Все тела в мире состоят из невообразимого количества молекул и атомов. В каждом атоме движутся вокруг ядра электроны. Не говоря уже о других частицах микромира и всех физических процессах, связанных с ними, нетрудно понять, что мироздание от микромира до мира галактик устроено бесконечным в Своем Разуме Создателем.]
Бог прежде сотворил мир бесплотных духов – Ангельский мир, а потом создал вещественный, или материальный мир. Завершением Божьего творения явился человек, который был сотворен из невещественной и разумной души и вещественного тела.
Св. Писание, повествуя о сотворении мира, неоднократно сообщает Божие определение о Своем творении: «И увидел Бог, что это хорошо».
Св. апостол Павел свидетельствует: «Всякое творение Божие хорошо» (1Тим. 4:4).
Идея творения и мироздание.
В разные времена человеческая мысль строила различные космологические и космогонические системы. К концу двадцатого века человек еще более убедился, что мироздание исключительно сложно по своему устройству и происхождению.
Среди всех космогонических систем особое внимание обращает на себя библейское повествование, в котором Моисей изображает происхождение мира. Чтобы понять, как возвышенны по духу и глубокомысленны по содержанию истины о миротворении, изложенные Моисеем, необходимо для сравнения вспомнить, насколько примитивны и грубы были в то время космогонические представления у всех народов земли. Откуда, как ни через Откровение от Бога, Моисей почерпнул сведения о происхождении жизни на Земле в такой последовательности: устройство первоначально суши и водоемов, затем появление растений, животных и, наконец, – человека? Ведь наука только в позапрошлом-прошлом столетиях открыла, что сначала на Земле появились растения, потом животные и, наконец, человек. Ученый-физик прошлого века Био сказал: «Или Моисей в науке был также сведущ, как наше столетие, или он был просвещен Богом, писал по вдохновению от Него».
Около трех тысяч лет назад св. пророк Моисей открыл тайну творения мира Богом. За эти минувшие тысячелетия идея творения получила основательное философское подтверждение. Авторитет ее весьма высок и в наше время среди многих величайших умов. Разве мог сам по себе человек той далекой эпохи, когда философская мысль человечества была крайне скудной, возвыситься до понятия о Боге, как Высшем Духовном Существе и Творце.
Боговидец Моисей так описывает сотворение мира, чтобы это было понятным для всех людей и во все времена. Почему он не использовал в своем повествовании современные космологические представления? Космологическая картина мира постоянно усложняется. И те знания о мире, которыми располагает космология в наши дни, очень и очень упрощены (если даже не бесконечно упрощены) по сравнению с тем, каково, есть мироздание на самом деле. Поэтому, если бы Св. Библия изложила происхождение мира даже на уровне современных космологических понятий, такая информация тоже была бы далекой от абсолютной истины. Не следует забывать, что язык космологии, физики, математики и т.д. – это язык ограниченных человеческих понятий для описания с помощью чисел, формул, графиков, схем отдельных частей Вселенной. Бог же Своим всеведением знает все о Вселенной, и Он не нуждается ни в формулах, ни в графиках, ни в каких-либо других подобных средствах. Однако ум людей не способен вместить то, что принадлежит Божественному Разуму. Поскольку ум человека ограничен, ограничены и знания его о Вселенной. Сколько бы нового о мироздании люди ни узнавали, всегда перед ними будет океан еще не открытого.
Весь материальный мир со всей его сложностью и многообразием есть нуль перед величием, красотой и святостью Божией. Поэтому Священное Писание и не стремится много сообщить нам о видимом мироздании. Самое главное о Вселенной: как она возникла и для чего существует – открыто в Св. Библии, ибо разрешить эти вопросы человеческий разум сам по себе не может. Другие же истины о мироздании человек способен узнавать с помощью своего разума. Зачем же тогда требовать, чтобы ответы на них содержались в Священном Писании? Если бы Св. Библия поставила целью удовлетворять любознательность человека в вопросе устройства Вселенной, то как бы ей это следовало сделать? Использовать математические формулы, выражать физические величины в метрах, секундах, килограммах и т. д.? Но ведь когда писалась Св. Библия, в человеческой практике не было этих единиц для измерения расстояния, времени, массы и т. д. Крайне скудные знания были в области математики. Только спустя тысячи лет после написания Св. Библии появились математический анализ, аналитическая геометрия, неэвклидова геометрия и другие направления в математике. Физика как наука только зарождалась в то время. Если бы, например, Моисей написал в Священном Писании, что расстояние от Земли до Солнца составляет 150 млн. километров, разве было бы это понятно людям той эпохи, да и в течение многих последующих столетий, поскольку такие понятия, как «миллион» и «километр», введены в человеческую практику спустя тысячелетия после написания Св. Библии?
Ну, а если бы богодухновенный Моисей изложил космологические вопросы с помощью уравнений общей теории относительности, многие ли из читателей даже двадцатого века поняли бы их? И как бы на такое повествование смотрели читатели Библии в девятнадцатом веке… тысячу лет назад… в дни ее написания? Знания о мире расширяются по мере развития умственных способностей человека, в частности, его абстрактного мышления. В исследовательском творчестве человек черпает для себя увлечение, ищет всегда чего-то нового, неожиданного. А если бы все знания о мироздании были открыты людям в готовом виде, разве была бы тогда интересной научная деятельность? И кто расшифровал бы тогда язык научных символов, примененных в библейском описании мироздания? Да и на каком таком математическом языке Всевышний должен был бы открывать святому Моисею космологию, если человек сам по своему усмотрению выбирает язык математических обозначений, условно устанавливает единицы для измерения всех физических величин и т. д.
Если бы в Св. Библии описывалось устройство мироздания, кто скажет, сколько миллионов или миллиардов книг тогда входило бы в ее состав? Но что лучше: стремиться познавать материальный мир (который и не познаешь до конца, и душу не напитаешь для вечности этими знаниями) или же познавать Того, Кто в совершенстве знает и этот мир, и нас самих, Кто все создал. Кто Один только может напитать бессмертную душу человеческую? Знать Бога, иметь общение с Ним, быть Его сынами – это бесконечно выше и ценнее, чем познать все глубинные тайны мироздания! И вот именно к такому богопознанию и богообщению и ведет нас Священное Писание.
Люди неспособны понять, как Бог творил мир, ведь это непостижимое чудо для человеческого ума. Священное Писание открывает, что процесс творения осуществился сверхъестественным путем. Знание законов природы не даст ответа на вопрос, как Бог творил мир. В процессе творения действовало всемогущество Божие, а оно не имеет никаких ограничений. Если, например, Св. Библия говорит, что свет появился прежде солнца, в это надо непоколебимо верить. Тем более, что с точки зрения современной физики свет – это особый вид материи, частный случай электромагнитных волн, и для его возникновения необязательно иметь такой источник, как Солнце. Свет имеет немало удивительных свойств. [«Свет» излучается, поглащается и распространяется в виде частиц-квантов, названных фотонами. В пустоте фотон движется со скоростью приблизительно 300 000 км/сек. Он не может быть в состоянии покоя и не может изменять свою скорость. Свет имеет двойственную природу – и волновую, и корпускулярную.] Дивно его происхождение и при творении мира. Видимый свет в самой малой степени помогает людям представить тот неизреченный Свет, Который есть Бог.
Наука утверждает: у Вселенной было начало.
Вся материалистическая философия построена на утверждении, что у Вселенной не было начала. Однако наука XX века пришла к выводу, что Вселенная имеет начало во времени.
В 1929 году американский астроном Хаббл сделал такое открытие. Свет далеких галактик несколько краснее ожидаемого, причем чем дальше от нас та или иная галактика, тем больше излучаемый ею свет смещается в красную сторону спектра. На основании эффекта Доплера [Изменение длины волны (или частоты), наблюдаемое при движении источника волн света или звука относительно их приемника. При удалении от приемника длина волны растет, при приближении уменьшается.] это можно объяснить ничем иным, как удалением от нас галактик. Значит Вселенная расширяется.
Истинный христианин, конечно же, не нуждается в подобных доказательствах сотворения мира. Для него вполне достаточно знать о сотворении мира то, что сообщает об этом Св. Библия. Многие ученые не пытались даже вникать в эту тайну. Так, однажды Исаака Ньютона попросили, чтобы он объяснил, как возник мир. На это величайший естествоиспытатель ответил, что гипотез он не сочиняет и задача его как ученого – объяснять не то, как возник мир, а какой он есть с первой минуты своего существования.
Хотя такое объяснение сотворения Богом Вселенной, которое предлагает современная космология, исходя из представления о расширяющейся Вселенной, христианское мировоззрение не может взять на свое вооружение по причине бессилия науки разгадать тайну миротворения, тем не менее нельзя не воздавать должное тому факту, что наука XX века, владеющая такими мощнейшими средствами познания мироздания, как, например, общая теория относительности, спектральный анализ, радиоастрономия и т. д., пришла к непоколебимой уверенности в том самом, чему уже многие столетия учит христианская религия, а именно:
— мироздание имеет начало во времени;
— до появления Вселенной не было ни пространства, ни времени;
— свет, о котором сказал Бог «да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3), действительно возник прежде Солнца: астрофизики говорят, что этот первозданный свет во Вселенной сохранился и до наших дней в форме открытого в 1965 году американскими учеными реликтового (т.е. остаточного) излучения, пронизывающего всю Вселенную.
Современная астрофизика изучает такие космические объекты, как нейтронные звезды, радиогалактики, квазары, пульсары, черные дыры и т.п. Как все это интересно! Какие великие дивные Свои дела показывает нам Господь!
Вот, например, черные дыры. Пожалуй, это один из самых загадочных объектов в космосе.
Черная дыра – очень сжатое небесное тело. Она поглощает внутрь себя все, но ничто никогда не может вылететь из нее наружу. Время внутри черной дыры останавливается.
Идея эволюции проникла не только в биологию, но и в астрономию. Материализм объясняет появление планет. Солнца, звезд, галактик как результат эволюционных процессов во Вселенной. Они говорят, что звездное небо, каким его мы видим сегодня, стало таковым в течение миллиардов лет. Им кажется, что если растянуть во времени на многие миллиарды лет процесс образования Вселенной – это будет выглядеть убедительно. Что можно сказать в этой связи?
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что современная космология, объясняя сам процесс возникновения или сотворения мира, говорит не о миллиардах, не о миллионах, не о тысячах и даже не о годах, месяцах, днях, часах, минутах, а о таких невообразимо малых долях секунды, как, например, 10-34 сек. [10-34 сек. = 0,0 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 001 с.] (так называемый возраст Вселенной, когда началось фридмановское расширение – открытое Хабблом разбегание галактик) или в миллиард раз меньшая величина: 10-43 сек. (планковское время, возраст Вселенной, с которого начали работать классические представления о гравитационном поле).
Современные ученые говорят, что уже в таком непостижимо малом в сравнении с одной секундой времени, прошедшем с того момента, как начала свое бытие Вселенная, все физические законы мироздания действуют в таком направлении, чтобы могли быть благоприятные условия для жизни человеческого рода. Так, крупный американский физик Стивен Вайнберг в своей книге «Первые три минуты» обосновывает утверждение, что уже с самого начала мира во Вселенной была предопределена жизнь человечества на Земле.
Попытка научного исследования происхождения Вселенной как единого целого и составных ее частей – это примерно то же, что рассмотрение в зеркале действительности за спиной наблюдателя, который никогда в жизни не только не перемещался в пространстве, но и не видел воочию ничего вокруг себя, а поэтому не имеет никаких представлений о реальной величине предметов и расстояний между ними. Может ли такой человек, видя зеркальное отражение мира позади себя, установить размеры отражаемых тел и расстояние между ними? Нет, конечно. Именно такого человека напоминают ученые по отношению к прошлому Вселенной. Они не перемещались во времени назад ни на тысячи, ни на миллионы, ни на миллиарды лет. Перед их научным взором не может «прокрутиться», как на киноэкране, панорама эволюционного формирования космоса, даже если бы эволюция в действительности имела место в образовании космических тел. Упомянутый ранее нами наблюдатель видит с помощью зеркала позади себя действительную картину мироздания, а вот ученые-материалисты, пытающиеся объяснить происхождение небесных светил естественным путем, имеют перед собою не действительность, отражающую процесс формирования космических тел, а свои теоретические гипотезы и модели на этот счет и ими оперируют.
В зеркальном отражении окружающей нас действительности одни предметы выступают на переднем плане, другие – на заднем, хотя поверхность зеркала – одна плоскость. Отражение прошлого Вселенной ученые наблюдают в одной временной плоскости – в настоящем времени. Однако, наблюдая в космосе в одних областях звездные скопления, в других – межзвездную пыль и газ, наука приходит к заключению, что звезды формируются постепенно и во Вселенной происходит круговорот материи: одни звезды разрушаются, другие созидаются. Появление таких, явно эволюционно-материалистических, взглядов смутило в свое время некоторых естествоиспытателей и подтолкнуло их к материализму. Ну даже если бы и так: одни звездные миры разрушаются, а другие возникают, почему через это надо отрицать Бога? В нашем организме ведь тоже одни клетки умирают, другие вновь создаются, но это же никак не говорит против Бога. Наоборот, на этом примере мы убеждаемся, насколько премудр Господь, создавший такой дивный человеческий организм.
Ученые пытаются постигнуть мироздание, но при этом не берут в расчет то, что в результате грехопадения человечества, во-первых, сам человек изменился в худшую сторону: оказался на весьма значительном удалении от Бога – источника мудрости и ведения – и уже в силу этой причины не способен знать многие великие Божий замыслы о Вселенной, во-вторых, последствия грехопадения проникли и в окружающий нас материальный мир, и он сделался причастным тлению и разрушению.
В день Второго Пришествия Господня произойдет обновление неба и земли. «Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Петр. 3:10). «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр, 3, 13).
Безмерное блаженство ожидает каждого, кто во все дни своей земной жизни подготавливает себе жилище на новом небе и новой земле.
Вселенная – книга богопознания.
Почему же и с какой целью Всевышний сотворил мир? Ответ на этот вопрос содержится в Священном Писании, открывающем человеку, что единственною причиною, побудившей Бога сотворить мир, была Его бесконечная благость и любовь, желание иметь причастников Своей славы вне Своей внутренней жизни, а целью создания Вселенной явились слава Творца и блаженство разумнонравственных созданий. Будучи Сам преблаг, Бог желает, чтобы и другие нравственные существа блаженствовали, чего они могут достигать только через прославление своего Создателя. «Бог ни в чём не нуждается; но Он, будучи бездна благости, благоволил не сущим (не имевшим бытия) даровать бытие»,- пишет Феодорит. А по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «благой и всеблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по (преизбытку) благости Своей благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости».
Вселенная есть как бы величественный храм, в котором все неодушевленные, одушевленные, разумно-нравственные создания непрестанно хвалят и славословят своего Творца.
* * *
С глубокой древности и до наших дней несчетное число людей свидетельствуют о реальном, невыразимом человеческими словами личном опыте переживания Бога, встрече и общении с Ним в своем сердце. Люди разных исторических эпох, различных культур, разных национальностей и рас, знатные и простые, ученые и малообразованные – одинаково свидетельствуют о своем религиозном опыте видения Бога. Их свидетельства – не фантазия, не вымысел, не галлюцинации, не плод невежества. Не может быть сомнения в здравомыслии, честности, искренности, высокой образованности таких глубоковерующих в Бога гениев человечества, как Ньютон, Паскаль, Ампер, Кеплер, Декарт, Лейбниц, Леонардо да Винчи, Ломоносов, Менделеев, Фарадей, Максвелл, Эдиссон, Коши, Гаусс, Мендель. Карл Линней, Пастер, Пирогов и т.д., писатели и поэты, как, например, Достоевский, Гоголь, Никитин, Хомяков и т.д.
Отрицать существование Бога из – за того, что есть немало людей, которые не ощущают Его своим духом, равносильно тому, что на основании мнения слепого человека отрицать то, что «Троица» Андрея Рублева – это шедевр.
Существование всех видимых и невидимых творений, законы Вселенной и их премудрая согласованность свидетельствуют, что Бог сохраняет бытие и силы Своих созданий, направляет их к благим целям. Божие попечение о мире называется Промыслом Божиим. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие как всей Вселенной в целом, так и в отдельности всех существ и тел в мире, с присущими им силами и законами; нравственным существам оказывает помощь (когда они свободно избирают и творят добро), не нарушая при этом их свободы воли; направляет их жизнь и деятельность к предназначенным им целям, исправляя и обращая, по возможности, совершаемое ими зло в добрые последствия.
Бог, как всесовершеннейшее духовное Существо, не может быть безучастным к судьбе созданного Им мира. Бесконечная любовь Божия непрерывно проявляется в живой и деятельной связи Творца со Своими творениями. В свою очередь, мир нуждается в Божьем промышлении над ним, поскольку он приведен к бытию из ничего, не имеет в себе самосущего бытия.
Священное Писание ясно изображает промыслительную деятельность Божию. Ветхозаветный праведник Иов пишет о Боге: «Он презирает до концов земли и видит под всем небом» (Иов. 28:24). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:10). В книге пророка Исаии Господь говорит: «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис. 46:4). В Нагорной проповеди Христос Спаситель говорит о многопопечительной любви Божией к каждому человеку и ко всем созданиям такими, словами: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь. Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!» (Лук. 12:27-28).
Господь Исус Христос в Нагорной проповеди еще так изображает промышление Божие о людях, говоря: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:45). Псалмопевец Давид в псалме 103-м весьма выразительно изображает Бога как Промыслителя жизни: «Все они (животные на Земле) от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Псал. 103:27-30).
Промысл Божий непрестанно творит чудеса. Противоречит ли чудо законам природы? Никаких противоречий здесь быть не может. Законы природы установил всемогущий Бог. Он же может изменить и изменяет эти законы по Своей воле. Если человек имеет возможность воздействовать на природу своими ограниченными силами, то тем более обладает этой способностью всемогущий Бог. Сотворив мир и установив в нем собственные законы, Бог не связал Себя этими законами. Своим всемогуществом Он может производить действия в природе помимо ее законов.
Чудо – это такое явление или действие, которое не имеет себе причины в силах и законах природы. Оно происходит в природе, но производится не через природу. Чудо не противоестественно, а сверхъестественно и есть доказательство Божьего владычества над природою. Удивительное действие Божье видно в каждой травинке, в каждом цветочке, в каждом семени, в каждом насекомом, словом, – везде и всюду. Предивные дела Господни настолько широко распространены вокруг, что человек, привыкая к ним, может не замечать в них Божьего дива. Поэтому Бог и творит чудеса, чтобы люди, видя необычное, познавали Того, Кто это производит.
Каждое чудо есть несомненный факт. Разумом человек не может объяснить ни одно чудо. Но вся христианская вера зиждется на возможности чуда. Молясь, христианин верит и надеется, что по его молитве и вере всемогущий Бог может совершить такие действия, которые выходят за рамки обычного течения жизни. И хотя все в мире происходит по неизменным законам, верующий человек на каждом шагу видит множество чудес. Разве не чудеса – жизнь человека и всей Вселенной? А не чудо ли, что на земле существует Церковь Христова, которая не от мира сего? Каждый верующий во Христа, кто чистосердечно исповедует свои грехи, знаком с величайшим чудом внутреннего духовного обновления. После искренней и глубокой исповеди душа чувствует, как снимается с нее тяжесть греховного бремени; океан добра, радости, духовной чистоты вливается в нее, все сердце озаряется необычным светом, наполняется миром и любовью. Это чудо может быть доступно каждому человеку, кто пожелает его пережить. За всю историю Церкви Божией такое внутреннее чудо созерцали миллиарды людей. Есть и в гениальных произведениях поэзии и прозы яркие изображения этого духовного • опыта – свидетельство о том, что и многие великие мастера слова имели этот религиозный опыт в своей личной жизни.
Человеку не дано знать, как Бог творит чудеса, как Он управляет Вселенной. Но людям доступно созерцать в делах Божиих дивный порядок. Он обнаруживается повсюду: в мире чисел и геометрических фигур, в законах физики, химии, биологии.., в великом и малом, в далеком и близком… Человек изучает законы мироздания. Но чем больше люди их открывают, тем более загадочной и таинственной воспринимается Вселенная, если объяснять ее происхождение без разумного Творца. Ведь как тогда иначе объяснить разумную закономерность в природе? Законы математики мы выводим из своего мышления, разума. Следовательно, математика – это продукт разума. Но почему же планеты, которые разума не имеют, движутся по точнейшим математическим законам? Почему же в строении кристаллов и минералов, растений и животных, человеческих тел наблюдаются симметрия и правильные геометрические формы, строгие математические закономерности? Ответ на эти вопросы можно найти только один: мироздание устроено бесконечным Разумом Божиим.
Чтобы открывать законы природы, требуются большие умы. Так неужели же эти разумные законы установились во Вселенной без разума, точнее, без Высшего Разума – Бога? Если в древней заброшенной пещере обнаруживаются высеченные на стене какие-нибудь изображения или при археологических раскопках находятся те или иные орудия труда, ни у кого нет сомнения, что над этим потрудился разумный человек, хотя его самого мы никогда не видели. А можно ли сосчитать все то, что достоверно свидетельствует о Высшем Разуме, создавшем мир?
Фламмарион Камиль, знаменитый астроном, исследовавший Луну, Марс, двойные звезды, в таком восторге исповедует величие и непостижимость Божий: «О, Неведомое, Таинственное Существо! О, Великое и Непостижимое! Верховный Виновник всей стройности и красоты. Кто же и что же такое Ты, если дела Твои столь велики? Жалкие человеческие существа, эти ничтожные муравьи, копошащиеся на поверхности их ничтожной планеты и уверенные, что знают Тебя, о. Всевышний! И какое имя дать тем, кто отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чувствовал Твоего присутствия. Отец всей природы! Я с любовью преклоняюсь перед Тобой, о Божественное Начало: но я так ничтожен, что не смею думать, чтобы я мог быть услышан Тобою. Но Ты слышишь меня, Создатель, Ты, дающий красоту и благоухание полевому цветочку, внимаешь и мне. Голос океана не может заглушить для Тебя моего лепета, и моя мысль доходит до Тебя в этой общей молитве!»
Астроном Фламмарион Камиль также сказал: «Математический порядок астрономической организации (Вселенной) обязан своим происхождением Разуму, без сомнения высшему, чем разум астрономов, открывших выражение правящих миром законов».
Астроном Гершель засвидетельствовал: «Чем более раздвигается область науки, тем более является доказательств существования Вечного Творческого и Всемогущего Разума».
Астроном Мэдлер писал: «Кто ничего кроме случая не хочет видеть в этой гармонии, обнаруживающейся с такою очевидностью в строении звездного неба, тот должен этому случаю приписать Божественную мудрость». У итальянского астронома Анджело Секки надгробная надпись гласит: «От зрелища неба – короткий путь к Богу».
По словам астронома Ватсона, «изучение дивного механизма звездного неба возбуждает и укрепляет в нас удивление к бесконечному совершенству Всемогущего и Живаго Бога».
Крупнейший физик, астрофизик и космолог XX века Джине говорит: «Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну, и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста».
Крупнейший физик нашего столетия Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».
Русский поэт А.И.Полежаев размышляя над устройством и происхождением звездного неба, писал:
«Простри на небеса задумчивый твой взор:
Не зришь ли в них Творцу согласный стройный хор?
Не чувствуешь ли ты невольного восторга?
Дерзнешь ли не признать и власть и силу Бога,
Таинственный устав, непостижимый перст
В премудром чертеже миров, планет и звезд?»
Знаменитый естествоиспытатель-биолог XVIII века Карл Линней, основоположник системы растительного и животного мира (он же и описал около 1500 видов растений) засвидетельствовал: «Вечный, Великий, Всеведущий и Всемогущий Бог прошел мимо меня! Я не видел Его в лицо, но Его отражение охватило мою душу и погрузило ее в благоговение! Я тут и там замечал следы Его в Его творениях. Во всех Его делах, даже самых малых и незаметных, какая сила, какая мудрость, какое невообразимое совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа идут друг за другом непрерывною цепью, примыкая к царству растительному, растения сцепляются с царством минеральным, уходящим во внутренность Земного шара, между тем как этот шар кружится в неизменном порядке около Солнца, дающего ему жизнь. Наконец, я видел Солнце и все другие светила, всю звездную систему, бесконечную, неисчислимую в своей беспредельности, движущуюся в пространстве, повешенную среди вечной пустоты Первым Непостижимым Двигателем, Существом существ, Причиною причин. Вождем и Хранителем Вселенной, Господином и Работником всякого дела в мире! Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и Вечный, не порожденный никаким существом. Который сотворил это всемирное дело и водворил в нем порядок. Он исчезает из наших глаз, хотя и наполняет их светом. Лишь одна мысль постигает Его, лишь в этом глубочайшем святилище сокрыто Его величие».
По свидетельству выдающегося ученого М.В. Ломоносова, «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».
Один из основоположников электродинамики – физик Ампер сказал: «В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу. Хотя Бог скрывается в Своем творении в некоторой мере так, как действительные движения звезд закрываются мнимыми, однако мнимые движения звезд ведут к познанию действительных, и, подобно этому, знанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства».
Крупный естествоиспытатель XIX века Агассис говорит: «Наука – перевод мыслей Творца на человеческий язык». И этот же ученый-зоолог сказал: «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира».
Ученый-химик Либих, один из создателей агрохимии, пишет: «Познание природы есть путь к благоговению перед Творцом».
Знаменитый естествоиспытатель Уоллес засвидетельствовал: «Вселенная представляется теперь настолько подавляюще сложным механизмом, что внушает большинству умов мысль о существовании Высшей Разумной Силы – Бога, всюду проникающего и поддерживающего ее».
Один из числа самых великих математиков мира Коши, внесший колоссальный вклад в теорию аналитических функций, теорию дифференциальных уравнений, математическую физику, теорию чисел, геометрию, автор классических курсов математического анализа, писал: «Я христианин, т. е. верую в Божество Исуса Христа, как (и) Тихо де Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Ферма, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер и другие, как все великие астрономы, физики и математики прошлых веков… Во всем этом (христианском вероучении) я ничего не вижу, что сбивало бы с толку мою голову, было бы ей вредно. Напротив, без этого святого дара веры, без знания о том, чего мне надеяться и что ожидает меняв будущем, душа моя в неуверенности и беспокойстве металась бы от одной вещи к другой, и эта тревога души и неуверенность в мыслях есть то, что нередко производит отвращение к жизни и может в конце концов повести к самоубийству».
Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) – величайший физик-теоретик XX века, один из основателей современной физики, автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля, лауреат Нобелевской премии так говорит о своем отношении к религии: «Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие».
Однажды один корреспондент задал Альберту Эйнштейну прямой вопрос, признает ли ученый историческое существование Исуса Христа и получил ответ: «Бесспорно! Нельзя читать Евангелие, не чувствуя действительного присутствия Исуса. Его личность пульсирует в каждом слове. Ни один миф не наполнен такой жизнью. Меня покорил яркий образ Назарея!»
Ученый Чарльз Дарвин, основоположник дарвинизма, однажды заявил: «В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога».
Луи Пастер, отец современной микробиологии и иммунологии, говорил: «Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин, если бы я сделался еще ученее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки». По словам этого ученого, «чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».
Известный физик-изобретатель Томас Эдисон (изобрел электролампочку) в беседе с одним корреспондентом на вопрос о целесообразности в мире атомов дал такой ответ: «Неужели Вы думаете, что это совершается без всякого смысла? Атомы в гармоническом и полезном соединении принимают красивые и интересные очертания и цвета, словно выражая свое удовольствие. В болезни, смерти, разложении или гниении – несогласие составных атомов немедленно дает себя чувствовать дурными запахами. Соединенные в известных формах атомы образуют животных низших разрядов. Наконец, они соединяются в человеке, представляющем собою полную гармонию осмысленных атомов.
— Но где первоначальный источник этой осмысленности?
— В какой-то Силе превыше нас самих.
— Итак, Вы верите в Создателя, в Бога?
— Конечно,- ответил Эдисон,- существование Бога может даже быть доказано химическим путем».
Ученый Анри Беккерель – первооткрыватель радиоактивности – засвидетельствовал: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».
Однажды выдающийся ученый Майкл Фарадей (открыл закон электромагнитной индукции), читая Св. Библию, сказал: «Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения?»
Великий физик Томсон (открыл электрон) говорил: «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».
Известный ученый, физик и математик Стоке засвидетельствовал: «Что касается утверждения, будто недавние научные изыскания показали, что Библия и религия ложны, то на это я отвечу прямо: этот взгляд совершенно ложен! Я не знаю никаких здравых выводов науки, которые бы противоречили христианской религии».
Ученый-физик и химик Рамзай, лауреат Нобелевской премии (открыл аргон, криптон, ксенон, неон), сказал: «По моему мнению нет действительного столкновения между фактами науки и существенными учениями христианства».
Выдающийся философ, физик, математик и физиолог Декарт писал: «Я всегда думал, что два вопроса – о существовании Бога и о сущности души – должны считаться самыми главными в ряду тех вопросов, решать которые следует скорее философии, чем теологии; ибо хотя для нас, верующих, совершенно достаточно верить в Бога и в то, что душа не погибает вместе с телом, но, без сомнения, неверующих невозможно заставить признать какую-либо религию или даже какую-либо нравственную добродетель иначе, как путем доводов разума».
Ученый энтомолог (изучал насекомых) Фабр (автор десятитомного издания «Энтомологические воспоминания», 1879-1907 гг.) оставил такое свидетельство о своей вере в Бога: «Мир управляем бесконечным Разумом. Чем больше я наблюдаю, тем больше я открываю этот Разум, светящийся за тайной существующего. Я знаю, что надо мною будут смеяться, но я мало забочусь об этом, легче содрать с меня кожу, чем отнять у меня веру в Бога. Бог… мне не надо верить в Него – я вижу Его».
Известный средневековый философ Ф. Бэкон сказал: «Немного наука отдаляет от Бога, много – приближает к Нему». Выдающийся ученый-физик, математик и религиозный философ Б. Паскаль (этого ученого за гибкость и проницательность его ума ставят в число трех самых выдающихся математиков за всю историю человечества) говорит: «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны». Паскаль призывает каждого человека к смирению перед Богом: «Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа; познай, что человек – существо бесконечно непонятное для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога».
Английский физик Рэйлей – один из основоположников теории колебаний, автор фундаментальных трудов по молекулярному рассеиванию света, акустике и закона излучения абсолютно черного тела, лауреат Нобелевской премии говорит: «Многие незаурядные люди не хотят ничего знать о естествознании, потому что оно будто бы ведёт к материализму. Что такое опасение может существовать, это не удивительно: в литературе есть много адвокатов науки, сделавших из распространения таких взглядов занятие. Нет сомнения, конечно, что и у представителей науки, как и у всех других людей, могут встречаться грубые понятия по высшим вопросам и об основах природы. Но чтобы расходились с духом науки религиозно-философские убеждения, которыми жили Ньютон, Фарадей. Максвелл, это, конечно, такое положение, опровержением которого я не считаю нужным заниматься».
Великий ученый-физик, астроном и механик Галилео Галилеи – первооткрыватель законов инерции и свободного падения тел, изобретатель телескопа, открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, говорит: «В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».
Галилео Галилею принадлежат и такие слова: «Священное Писание никогда не может погрешать или заблуждаться. Само Писание никогда не может ошибаться, потому что во многих местах оно не только допускает, но требует толкования, отступающего от прямого буквального смысла».
Великий ученый-физик Рейнольдс – исследователь течения жидкости, турбулентности считает: «В результате научных изысканий последних лет я не вижу ничего такого, что заставило бы меня усомниться в непосредственном откровении Бога людям в разные времена; а христианство основано на этой вере».
Английский ботаник Броун (открыл известное из школьного курса физики броуновское движение) говорит: «Познание Бога в мире – это первое движение ума, пробуждающегося от житейской суеты».
Американский ученый-геолог прошлого столетия Холл оставил яркое свидетельство о взаимоотношениях науки и религии: «Так как Библия была написана не с целью научить людей естественной истории и физическим наукам, а предназначалась первоначально для жителей восточных стран, незнакомых с результатами современных исследований, то и язык её, при изложении предметов естественного знания таков, каким он и должен быть, чтобы согласоваться с понятиями, свойственными тем, к кому обращена речь. Достигнуть таких результатов современных исследований было предоставлено человеческому разуму и опыту последующих веков. Библия и наука, следовательно, движутся по параллельным линиям. Предметы, доступные расследованию человеческого разума, предоставлены его видению, тогда как Библия трактует нравственные и духовные стороны человеческой природы, которых разум не в состоянии раскрыть без посторонней помощи. Что же касается истинности и достоверности исторических книг Священного Писания, то ежедневные открытия клонятся к подтверждению их. Недавние исследования в Египте, Палестине и других восточных странах показали, до какой степени, даже в мелких подробностях, документы Ветхого Завета могут быть принимаемы с глубоким доверием. Осуществление ветхозаветных пророчеств в лице Господа нашего Исуса Христа, пророчеств, изреченных за целые века до Его явления, так же, как и тех пророчеств, что относятся к судьбам наций – в особенности еврейской – убедительное доказательство того, что эти пророчества были произносимы под влиянием Божественного вдохновения.
Вместе с тем, высоконравственное учение Библии несовместимо с мыслью, что пророчества могли исходить от прибегавших к обману. Учение Господа нашего и Его апостолов в самом себе носит отпечаток божественной истины».
Ученый-биолог Шлейден – один из основоположников клеточной теории строения живых организмов пришел к выводу: «Именно истинный-то и точный натуралист и не может никогда сделаться материалистом и отрицать душу, свободу, Бога».
Один из основателей электрохимии, ученый-физик и химик Гемфри Дэви в своем сочинении «Последние дни естествоиспытателя» несколько страниц посвящает доказательству бессмертия и вот что он, в частности, говорит: «Учение материалистов всегда, даже в юности, было мне противно. До тошноты наслушавшись в лекционных залах речей физиологов-эволюционистов о постепенном развитии материи до степени одушевления собственною силою и даже о развитии ее до степени разумного существа, я, бывало, уходил в зеленые поля и рощи по берегу реки – к природе, безмолвно обращавшей мое сердце к Богу; я видел во всех силах орудия Божества… Новые идеи и бесконечные надежды тогда возникали в душе моей, и я чувствовал жажду бессмертия. Эти настроения обычно, конечно, относят к области поэзии, но я думаю, что они заключают в себе здоровое философское основание для веры в бессмертие».
Известно, что великий русский ученый-физиолог академик И.П. Павлов был верующим христианином, прихожанином Знаменской церкви в Ленинграде, и вот такое пояснение он дает о бессмертии души: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать – связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно и составляют ту душу. бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».
Знаменитый ученый-физиолог и патолог Клод Бернар, один из основоположников экспериментальной медицины и эндокринологии, сказал: «Как бы далёко ни ушла опытная наука вперед в прогрессивном ходе своего развития и как бы ни были велики ее успехи и открытия, но она никогда не в состоянии. не переступая собственных границ, ответить о первичной причине всего, о происхождении материи и жизни и о конечной судьбе вселенной и человека. Пытаясь ответить на эти вопросы, я вступаю в область метафизики и перестаю быть натуралистом, исследующим природу и познающим истину при помощи наблюдения, мнения и взгляды мои в этом случае уже не имеют за себя авторитетности точного и положительного знания, так как здесь я уже нахожусь вне сферы компетентности физических и физиологических наук».
Ученый-геолог Марциус свидетельствует: «Дивно Господь, перед премудростью и правдою которого я благоговею, создал нас из материи и духа, сочетавши со светом бессмертного духа тени смертной материи, бессмертные радости и вечную жизнь духа с преходящими печалями земными! Да, чего никакое око не видело, и никакое ухо не слышало и что ни в какое сердце человеческое не входило – это есть блаженство, на которое я надеюсь, когда я покину тело свое».
Знаменитый ученый – геолог Лайель говорил: «В каком бы направлении мы ни производили свои исследования, повсюду мы открываем яснейшие доказательства творческого Высшего Ума и действия Премудрого Промысла Божия в природе».
Один из величайших в мире математиков Эйлер сказал: «Библия ничего не теряет от возражения неверующих, так же, как и геометрия, по отношению к которой тоже встречаются возражения. Если есть охотники возражать даже против геометрии, то по какому же праву неверующие могут требовать, чтобы мы отвергнули тотчас и совсем Св. Писание вследствие возражений против него, которые притом чаще далеко не так важны, как те, которые делаются против геометрии».
Можно приводить сколько угодно высказываний гениальных ученых, в которых они свидетельствуют о том, что научные знания о Вселенной укрепляют веру в Бога-Творца и Вседержителя. Мы же ограничимся приведенными высказываниями корифеев науки в пользу религии. Прежде чем закончить наш разговор о религиозных убеждениях светил науки, укажем, что из 300 наиболее выдающихся ученых, живших в XVII – XIX веках, верующих – 276 человек (92%); сомневающихся, колеблющихся или безразличных к религии – 18 человек (6%); атеистов – 6 человек (2%). Очень высок процент религиозности и среди ученых нашего столетия. Например, такие известные физики XX века, как Эйнштейн, Планк, Бор, Гейзенберг, Комптон, Бройль, Иордан, Джине, Таунс, Фейнман, Эддингтон и многие другие свидетельствовали о своем исповедании христианской веры. В нынешнем столетии имеется много верующих людей среди знаменитых математиков, химиков, биологов, изобретателей и т. д.
* * *
ИТАК, ВЕЛИЧАЙШИЕ ГЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СДЕЛАЛИ СВОЙ ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ВЕРЫ. ТЕПЕРЬ ОЧЕРЕДЬ ЗА ВАМИ.
2018