НАКАНУНЕ - ОТ НАЧАЛА ВРЕМЁН
Происхождение и возраст Земли
Прежде всего, поговорим о том, что же было до того, как в I веке нашей эры впервые верующие в древней Антиохии назвали себя христианами.
До этого события произошло многое, и прежде появился и вышел из рук Творца разумно устроенный и прекрасный мир, в котором мы с вами живём.
Я не буду приводить здесь все доказательства того, что Земля была сотворена Богом, поскольку для этого следует написать отдельную книгу и немалую. Приведу лишь некоторые в пользу того, что это не имеет никакого отношения к случайности :
- Общий порядок во Вселенной, в которой галактики расположены не как попало, а в форме ячеек в пчелиных сотах. Вселенная очень медленно вращается вокруг своей оси и расширяется. УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ЧТО-ТО РАЗУМНОЕ ВОЗНИКЛО СЛУЧАЙНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗРЫВА - ВСЁ РАВНО, ЧТО ДОКАЗЫВАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ МКС ИЗ ХЛАМА В РЕЗУЛЬТАТЕ ВИХРЯ.
- Расположение светил в Солнечной системе (планет и пояса астероидов) подчиняется строгой математической последовательности.
- Земля расположена на подходящем расстоянии от Солнца в экосфере, то есть там, где благодаря подходящей температуре возможна жизнь. Наклон земной оси именно 23,5 градуса, поэтому смена времён года довольно мягкая.
- Примерно одна пятая состава земной атмосферы - кислород ; не больше, чтобы исключить воспламенение, и не меньше, чтоб живые организмы не задохнулись.
- Химические элементы в неживой природе и не только подчиняются строгому принципу запрета (причина структуры атомов), а их соединение - пропорциональному закону постоянства состава.
- Любая живая клетка настолько сложна, что это целый город, не говоря уже об многоклеточных организмах и системах органов.
- Между классами животных есть принципиальная разница, и они не могли произойти один от другого. Тем более это неприемлемо по отношению к человеку ; в животном мире нет и не могло быть существа, подобного ему.
Учёные давно пришли к выводу, что, кроме нашей планеты, во вселенной есть ещё многие другие. С этим согласна и Библия, причём, там сказано во многих текстах, часть из них появилась раньше Земли. Следовательно, за шесть дней творения возникла, по-видимому, Солнечная система, подобная похожим системам других звёзд, а в ней и наша родная планета.
Но сколько ей лет ?!
Большинство учёных утверждают, что более четырёх миллиардов лет (а вся Вселенная образовалась 20 млрд лет назад). Другие из них, тем не менее тоже эволюционисты, с этим не согласны, и вывели другую цифру - миллионов пятьдесят. Вообще же идея о том, что Земле миллионы лет, придумали Хаттон и Лайел, а позднее были сочинены формулы, довольно противоречивые и дающие странные результаты.
Почему этим формулам нельзя доверять? Объяснение довольно просто. Это или примитивные логарифмические формулы, в которых применяются недопустимые и безосоновательные допущения, упрощающие сложнейшие процессы, происходившие на нашей планете, или системы уравнений, в которых число неизвестных превышает число самих уравнений, делает их неразрешимыми, да вдобавок они страдают той же болезнью допущений. Как выяснилось ещё в 70-е годы, определять возраста пород по этим формулам можно не далее чем на 4000 назад, поскольку они из тех физических формул, которые работают только в определённых пределах, это бывало в науке довольно часто, например, до открытия кванта. Значит, для отыскания истины нужен следующий шаг, и когда он будет сделан, неизвестно.
У нас есть все основания доверять Библии не как какому-то древнему эпосу, а как историческому документу, тем более, что новые и новые её доказательства всё продолжаются, и это опять-таки труд в много томов, если составить только список упоминания работ. Атеисты и библейские критики давно уже посрамлены, особенно после того, как в девятнадцатом веке были расшифрованы египетские иероглифы и вавилонская клинопись.
Теперь о возрасте Земли. Есть как минимум три летоисчисления, известные людям.
1. Иудейская. Она самая древняя и возникла, по-видимому, до нашей эры. Согласно ей, сейчас 5779 год. К сожалению, как оказалось, в хронологии допущены две грубейшие ошибки - там упущены периоды, связанные с периодом патриархов и с промежутком между двумя Заветами, который евреи называют талмудическим. В сумме ошибка составила примерно 300 лет. Но исправлять ошибку не стали, поскольку отдали дань традиции. И сейчас они живут по этому календарю, но в повседневной жизни пользуются общепринятым.
2. Православная. История её как минимум тысячелетняя. По её мнению, мир возник за 5508 лет до рождения Христа, значит, сейчас нашему миру примерно семь с половиной тысяч лет. Но и эта цифра неверна, ведь на целых 1500 лет ошиблись те, кто изучал первые главы книги Бытие и добавили много лишних периодов по 100 лет. Этот календарь был на Руси много веков, а наш (от рождества Христова) появился в Европе примерно в пятом веке. Отменён он был указом Петра Первого начиная с 1700 года.
3. Наиболее приемлемым (в свете двух предыдущих) расчётом, я думаю, надо считать сделанный несколько веков назад. Его автор - Джеймс Ашшер, англиканский богослов и епископ из Ирландии. Внимательно сложив все исторические периоды как из Ветхого, так и из Нового Завета, он пришёл к выводу, что между событиями сотворения мира и рождением Христа прошло 4004 года, значит, возраст Земли - примерно 6000 лет.
Ещё два важных факта: во-первых, шесть дней творения это буквальные сутки длиной 24 часа, а не эпохи в миллионы лет. А во-вторых, в христианское летоисчисление тоже вкралась ошибка (Христос родился на 3 года раньше), это важно знать для исторических, богословских и религоведческих исследований.
Ящик Пандоры открыт
Многие слышали о древнегреческом мифе, согласно которому некая легкомысленная Пандора открыла шкатулку, в которой содержались несчастья, и рассыпала их по всему миру. На самом деле всё было совсем не так, ибо несчастья никогда не лежали ни в каком ларце ; их возникновение обусловлено одной из сторон разумных существ.
БОГ НЕ СОЗДАВАЛ ЗЛА. Но сотворяя жителей миров, он не сделал их роботами, а предоставил свободу выбора, частью которой была возможность склониться ко злу и делать его. Зло, или грех есть нарушение Десяти заповедей. Это конституция вселенной, согласно которой злом является убийство, ложь, непочтение. Святой день – суббота – занимает в нём особое место и имеет особый смысл. Вечные принципы никто не изменял и не отменял. Они только сформулированы были по-другому. Но есть суровое правило: соблюдающий закон никогда не умрёт, а нарушитель должен исчезнуть. Грех есть нарушение закона. Сначала согрешил сатана и часть ангелов, потом первые люди, передав свою грешную, испорченную природу по наследству всем без исключения людям. БОГ ТЕМ НЕ МЕНЕЕ НАШЁЛ ВЫХОД ИЗ ЭТОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Он послал Своего Сына, Который умер на кресте, искупая грехи человечества, и воскрес, потому что Сам не согрешил ни разу. Теперь любой, кто поверит в Него и станет Его последователем не на словах, а на деле, вернёт себе жизнь вечную.
* * *
История эта началась с самого сильного, умного, красивого и высокопоставленного ангела, которого звали Люцифер. Он был совершенным и добрым, когда был создан, но однажды того, что он имел, ему оказалось мало, и он сам захотел быть как Бог. Получив разъяснение, почему это невозможно, он обозлился и заявил, что Божий закон несправедлив, потому что ограничивает свободу. Треть ангелов примкнули к нему, а он сам стал называться сатана (то есть клеветник, подстрекатель).
Бог из Своей любви не хотел губить его и вынужден был позволить ему некоторое время продолжать свою пропаганду и смущать как ангелов, так и жителей множества миров. На каждой планете у него был небольшой «агитпункт» вроде древа познания добра и зла, и только рядом с ним позволялось вести пропаганду против Божьего закона.
Ни один из миров не стал слушать Люцифера и отверг его претензии. И всё же на одной планете он имел успех. К сожалению, на той самой, где мы живём.
* * *
Адам и Ева были созданы совершенными не только внутренне, но и на вид, и не имели никакого недостатка и изъяна. Они жили на прекрасной и совершенной Земле и трудились, возделывая её. Познание Бога-Творца и окружающего мира приносили им
радость. Но сатана в образе змея соблазнил их какими-то особенными знаниями, которые сделают их богами, и они не устояли.
Враг человечества торжествовал. Теперь не небольшая часть, а вся планета принадлежала ему и его полчищам злых демонов. Люди стали болеть и умирать, а природа увядать, и звери, которые были добрыми и ручными, стали бояться людей, а некоторые превратились в хищников. И сейчас на земле всюду последствия греха - голод и жажда, отравленная экология, пробки на дорогах, войны и депрессия. После того, как сатана поднял руку на Христа и казнил его руками негодяев, он и его демоны приговорены к уничтожению, и времени у него осталось мало, поэтому он в сильной ярости. И только тот из людей, кто на стороне Бога, не станет добычей сатаны и дьявола. Он обязательно будет жить в новом мире, где нет смерти и зла, на нашей земле, которая вновь расцветёт, как Эдемский сад.
Перед изгнанием из рая первым людям было сказано что соблазнивший их дьявол будет побеждён, и поразит его человек, один из их потомков. Но кто конкретно, знать они пока что не могли, знать об этом точнее можно было только через много веков.
* * *
История о происхождении всего человечества от одной пары уже не считается невероятной, даже учёные-генетики соглашаются с этим. Поскольку в первые века на земле был более благоприятный климат, люди были относительно здоровее и дольше жили, а обычной продолжительность жизни стала примерно во времена Моисея, о чём он и писал в своём псалме.
У Адама и Евы было очень много детей, которые первоначально вступали в браки друг с другом, тогда это было не опасно. В конце концов, образовалось две группы людей. Это были каиниты, то есть потомки Каина, и сифиты, то есть потомки Сифа, который родился у прародителей вместо убитого Авеля, а также те, кто был подобен им и присоединился к одной из двух групп. Сифиты почитали Бога, стремились соблюдать Его заповеди и познавать Его. Каиниты были злыми и жестокими, проводили жизнь в удовольствиях, они не хотели знать Бога или считали, что Его нет. Впоследствии некоторым из сифитов понравились женщины из другого лагеря, что привело к смешению и все, за исключением немногих, стали злодеями и беззаконниками.
Допотопный мир и его гибель
Между сотворением мира и всемирным потом, в котором теперь не сомневаются даже учёные (ведь без него невозможно объяснить геологию Земли), прошло 1500 лет.
Об этом мире мы знаем не очень много из Библии. Известно лишь, что люди, жившие тогда, были «исполинами», то есть людьми очень развитыми физически и умственно. По своему развитию общество не уступало, может быть, даже нашему миру, ведь и у нас лучшие достижения науки и техники сделаны всего лишь начиная с конца 18 века, а некоторые всего лишь сто лет назад. Возможно, этому миру были знакомы воздухоплавание и даже космические полёты.
Однако там, как и сейчас, не только прогресс, но и разврат достигли своего апогея. Эти люди не хотели знать Бога и ударились в атеизм, а возвеличивать любили только самих себя, и сейчас ещё жива идея, что прославления заслуживает только человек. Он развели свои философии и лженаучные теории, а чувственные виды времяпрепровождения стали у них обычным делом.
Всем хорошо известна история Ноя и его семьи (всего 8 человек), которые спаслись на ковчеге - большом корабле размером большим чем «Титаник» - вместе с животными. И как в современном мире насмехаются над библейскими истинами, так и тогда идея о том, что с неба пойдёт дождь, чего вообще не бывает (тогда кругооборот воды в природе был другой), была объявлена бредовой.
Первый мир был погублен не сразу. Целых 120 лет Ной строил ковчег и призывал людей обратиться от зла, но они не послушали его. Бог никогда не губит согрешивших людей сразу, он даёт им время, но терпеть грех бесконечно Он не станет.
* * *
Потоп был сложным процессом, который описан в Библии чисто символически. Сильный ливень, потоки из недр земли, возможно, падение на землю одного из слоёв атмосферы, состоящего из воды. Свидетельство тому - перемешанные слои земной коры, останки и окаменелости на разных глубинах и множество намывных образований, а также нетипичное для нетипичной науки залегание орудий труда и следы динозавров, которые, как оказались, жили на Земле одновременно с людьми.
То, что раньше считалось геохронологическими «эрами» и «периодами», на самом деле образовалось гораздо быстрее. И вообще, мы мало знаем о строении Земли, и даже пробиться через всю земную кору на 40 км и добраться до следующего слоя - мантии (предположительно из гранита и базальта) людям в ближайшее время не удастся.
* * *
Итак, жизнь, спасшаяся на ковчеге, была спасена. Это уже не является невероятным, ведь некоторые животные могли быть взяты не во взрослом состоянии или их яйца, а большинство животных, если потребуется, могут жить в воде.
Найти останки ковчега будет нелегко, ведь гора Арарат высока и покрыта снегом, но однажды уже было найдено бревно, возраст которого оказался подходящим.
От детей и внуков Ноя произошли народы и их группы, которые населяли нашу планету сначала тогда, а потом в последующие века.
Послепотопный мир и разделение земли
Итак, землю населили уже множество жителей второго мира. К хамитской группе, например (это потомки Хама), относится, кроме прочих, африканская раса. К семитской (потомки Сима) относятся арабы и евреи. Но самые многочисленные потомки у Иафета, подавляющее большинство народов, причём не только европейских, произошли от него. Считается, что Яффо, самый древний город на Земле (рядом с Тель-Авивом) основал
именно он.
Прошло немного времени, и потомки Ноя тоже забыли о Боге. Создав собственные языческие религии, большинство из них начали деградировать и опускаться.
Историю с вавилонской башней многие тоже считают сказкой. И всё-таки то, что у всех человеческих языков одно происхождение и один корень, удалось установить учёным-лингвистам.
Люди пожелали «сделать себе имя» построением этой башни до небес, не Богу, а именно СЕБЕ. Бог вынужден был остановить их намерение. Без смешения языков это был бы один народ не только с одним языком, но и с одной культурой, религией, традициями, укладом жизни, моралью, настолько далёкой от света, что ведёт исключительно в погибель всех. Смешение языков решило эту проблему. Теперь каждый народ шёл к Богу или от Него своим, ни на кого не похожим путём. Покинув древний Восток, люди населили другие места нашей большой планеты.
* * *
В тот период времени, от потопа до появления Авраама, который продолжался 500 лет, происходил геологический процесс, не менее интересный и сложный, о котором сказано в Библии - «разделение земли».
Вы, конечно, в курсе, что наука установила : сначала на земле был только один материк. Библия не возражает против этого, а напротив, указывает, что земля была разделена, и тогда материков стало несколько. На это, кстати, указывает форма материков по обе стороны Атлантического океана : эти берега были единым целым. И происходил этот процесс довольно быстро, не миллионы, а сотни лет.
Есть даже версия, что там, где сейчас океан, находился материк Атлантида, ушедший под воду, и своеобразная цивилизация. Однако найти её следы пока не удалось, всё больше есть фантазии и домыслы на эту тему.
Праотец Авраам
А теперь начинается рассказ о том, с появления которого евреи обычно начинают историю своего возникновения. Все, кроме оголтелых атеистов и учёных-агностиков. Имя этого человека - Авраам.
Авраам был вавилонянином из Ура Халдейского и жил в мире, где все поклонялись идолам, включая его семью. Он был, однако же, добрым и благочестивым человеком, который искал Бога и получил на это ответ. Творец обратился к нему особо, в пророческом видении, и сказал ему идти в землю Хананеев (впоследствии Израиль), которую потомки его получат в наследство. Более того, после этого было открыто, что спаситель мира - Мессия - произойдёт от него, от сына Исаака, от внука Иакова и от колена Иудина.
Но это произошло гораздо позже. А пока ему пришлось оставить родные места, дом, семью и идти в совсем незнакомую землю, где никто его не знает, где совсем другой
народ, культура и обычаи.
А затем его стараниями образуется группа людей, поклоняющихся Богу-Творцу. Это его спутницы жизни, его дети и его слуги. Не только их вера, но и их образ жизни становятся особенными, и поэтому вызвавшими интерес среди окружающих.
* * *
Ни образ жизни, ни религия Авраама не были чем-либо обычным для окружающих Хананеев. И особенное трудолюбие и благородство, и помощь бедным, и уважительное взаимоотношение господ и слуг стали из ряда вон выходящими для того времени и совершенно не имели места и аналога в древнем мире.
Особенно непонятен для язычников был Бог Авраама, Которого никто не видел ; не то что их идолы, а также поклонение явлениям природы, светилам и даже животным (тотемизм). Хотя, надо сказать, какое-то понятие о Боге-Творце некоторые из них всё-таки имели. В опере Верди «Аида» жрецы молятся, кроме своих богов, ещё и Тому, Кто сотворил мир, а в древней Греции даже поставили алтарь, посвящённый «неведомому Богу», о котором говорил апостол Павел. К сожалению, позже представление о Боге было извращено, и Его стали изображать Того, Кто над пространством, временем и материей как старика, сидящего на облаках. Однако с этим категорически не согласны многие монотеисты - и иудеи, и мусульмане, да и многие христиане не согласны с этим. Да, Бог не имеет никакого зримого облика, но иногда, чтобы обратиться к человеку, может такой облик принять.
Некоторые считают, что евреи ( как и все люди ) получили десять заповедей у горы Синай. Но это неправда. В книге Бытие сказано, что Авраам соблюдал законы и заповеди Божьи и жил по ним, значит, он их знал. Уже первые люди знали, например, что ложь и убийство - это грех, а субботу соблюдали уже Адам и Ева, так как в начале второй главы той же книги Бытие говорится о том, что Бог благословил седьмой день и освятил его в память о творении.
В своём доме Авраам был как бы священником и гарантом Божьей заповеди, примером для всех.
* * *
Бывали случаи, когда люди, окружающие дом Авраама, который вместе со своими стадами вёл, как правило, кочевой образ жизни, смотря на него, желали услышать о живом Боге, а некоторые даже присоединились к Аврааму и последовали за ним.
Особо упоминается в Библии Мелхиседек. Он был царём города Салима (в то время Ханаан не был единым государством и состоял только из вольных городов), и кроме того, назван священником Бога Всевышнего. Этот человек, хоть и не был из семьи Авраама, но ему было знакомы повествования о Боге и об истории Земли (первых 2000 лет). Они тогда передавались из уст в уста, хоть и не были записаны, ведь свитки Писания впервые были написаны рукой Моисея. Мелхиседек был человеком добрым, порядочным, благородным, хорошим правителем, и в этом ему помогала вера в единого Бога. А имя его в переводе означало «царь правды».
Как часто бывало, верить в Бога и служить Ему начинал кто-то не из народа Божьего. Но были и отрицательные примеры : пророк Валаам, который погубил самого себя после того, как вступил в сговор с врагами Израиля.
* * *
Бог пообещал Аврааму произвести от него великий народ и то, что у него будет огромное количество потомков. Но время шло, а его жена Сара не рожала. И тогда он по совету Сары взял служанку, египтянку Агарь, в жёны, и она родила сына, которого назвали Измаил. Именно от Измаила и произошли современные арабы, и именно тот случай и стал потом причиной их конфликта с евреями в наши дни. Кстати, мусульмане считают, что правопреемником Авраама (в Коране Ибрагима) является именно Измаил как старший сын, а не Исаак.
Мужи и герои веры, надо сказать, в Библии показаны такими, как они были, со всеми недостатками, ошибками и грехами. Это сделано специально, чтобы и мы, читающие об этом, знали, что и мы подобны им, но так же можем избавиться от грехов и вредных привычек с Божьей помощью, как и библейские личности. Данный принцип применим и к Аврааму. Патриарху просто не хватило терпения, ведь Бог дал ему обещание о потомстве и что сына ему родит именно Сара. Тем не менее Бог простил Авраама, ведь Он всегда готов прощать, особенно раскаявшихся, и тогда родился Исаак, а Агарь и Измаил вскоре покинули их.
* * *
Страшным испытанием стало для Авраама повеление Бога принести Исаака в жертву. Но Авраам не посмел ослушаться Господа, и Исаак тоже принял этот приказ со смирением. Когда Авраам уже занёс нож над Исааком, чтобы заколоть его, ангел схватил его за руку, чтобы остановить, и сказал, что Бог оценил его верность и видит, что вера его - не пустые слова. Авраам доказал, что верит Богу, что именно от Исаака Он произведёт потомство и что Он может и из мёртвых воскресить.
Многие критики скажут : если Бог всё может и всё знает, в том числе и будущее, зачем надо было устраивать это испытание, ведь Он знал, чем всё это кончится? Да, Он знал, но только Он, а сам Авраам и ангелы не могли это знать. Дело ещё и в другом.
Это был Символ. Аврааму было показано, что Бог пошлёт Сына Своего, любимого и единственного, чтобы Своей жертвой искупить грехи человечества. Кстати, все эти события происходили на той самой горе, где позднее появится город Иевус, впоследствии Иерусалим и где Христос будет распят.
* * *
Дальнейшие события связаны с появлением на свет двенадцати патриархов, от которых потом произошёл еврейский народ.
Когда Исаак вырос, он женился на своей двоюродной сестре Ревекке, поскольку Авраам не хотел, чтобы он женился на хананеянке-язычнице. И Ревекка родила Исааку двух сыновей - близнецов Исава, который родился первым, и Иакова.
Исав, как старший сын, считался правопреемником отца, и ему принадлежало не только первородство, но и всё имущество - стада и множество ценностей. Тем не менее, он был слаб духовно и легкомыслен, в отличие от Иакова, который вполне мог получить это первородство, доверившись Богу. Но он пошёл другим путём и, по совету матери, решился на обман. Исаак, в тот момент состарившийся и имевший очень плохое зрение, благословил вместо Исава его и стал наследником всего.
Этот поступок дорого обошёлся Иакову. Узнав о том, что случилось, Исав решил его убить, и Иаков бежит к брату Ревекки Лавану.
Увидев красивую дочь Лавана Рахиль, Иаков полюбил её, но поскольку денег на выкуп у него не было, соглашается работать на дядю семь лет. Дядя же обманул племянника и под покровом темноты, которая в древнем мире начиналась с заходом солнца по причине отсутствия электричества, дал ему вместо Рахили близорукую старшую дочь Лию, и это обнаружилось только утром. Так не по свое воле Иаков стал многожёнцем, которому пришлось отработать ещё семь лет. А дополнительно ещё за несколько лет работы на Лавана Иаков стал владельцем скота и прочего имущества. Дядя обманывал Иакова на каждом шагу, и в конце концов тот покинул его.
У Иакова родилось двенадцать сыновей и одна дочь Дина. Шестерых сыновей и Дину родила Лия, по два - служанки Валла и Зелфа (это было связано с тем, что Рахиль долго не могла забеременеть). В конце концов любимая жена Рахиль рожает Иосифа, а затем при родах Вениамина умирает. По причине всего этого Иосиф и Вениамин стали любимцами Иакова.
От разноцветной одежды до правителя Египта
Иосиф совсем не случайно, а по праву стал любимцем отца. Это был очень добрый, мягкий, послушный и умный мальчик ; старшие же братья его, напротив, были грубыми, жадными, плохо смотрящими за отцовскими стадами, а главное - ужасно завистливыми. Злоба их особенно усилилась, когда Иаков подарил Иосифу очень красивую разноцветную одежду. Однажды они сговорились убить Иосифа, когда он шёл к ним и к стадам, которые они пасли, пройдя большое расстояние от шатра Иакова пешком с поручением отца. Сначала они поймали его и бросили в яму, а потом передумали и продали в рабство проходящим мимо купцам-измаильтянам, караван которых направлялся в Египет. А отцу сказали, что он был, наверное, растерзан зверями и показали снятую с него одежду, испачканную кровью козла.
Видно, это входило в намерения Бога, чтоб Иосиф попал туда. Но вначале его ждали суровые испытания его веры. Сначала он служил в доме египетского вельможи, но когда он отказался вступить в близость с женой хозяина, она обвинила его в насилии и отправила в тюрьму. В тюрьме, так же как в доме, в котором он служил, ему очень доверяли по причине ума и порядочности, и он стал первым помощником начальника тюрьмы.
Как выяснилось потом, Иосиф получал откровения от Бога и однажды узнал, что Египет и соседние земли ждёт великий голод в течение семи лет. В то время фараон увидел страшный сон, который испугал и смутил его, и только Иосиф смог его истолковать, потому что он был как раз об этом. Более того, он посоветовал в те другие семь лет,
которые будут перед засухой и неурожаем, наполнить амбары зерном про запас и назначить человека, который будет заведовать этим.
Получив рекомендации на Иосифа, фараон этим человеком сделал его. Он был назначен правителем (премьер-министром) , вторым в государстве после самого фараона.
* * *
Прошло много лет, и голод, предсказанный фараону, наступил. Впрочем, это не было полное отсутствие еды, от которого умирают и при котором бывают случаи людоедства, а просто отсутствие хлеба - важнейшего продукта питания. И только в Египте были настолько большие его запасы, что из всех соседних стран приходили за ним, чтоб купить. Именно тогда Иаков и посылает туда купить хлеба всех сыновей, кроме младшего Вениамина.
Там их принимают за шпионов и арестовывают. Потом приводят для допроса к самому Иосифу. Братья давно его не видели и поэтому не узнали, к тому же он сильно изменился, зато он сам хорошо узнал их. С болью и терзаниями в сердце он сначала скрывал, кто он, и только позже открылся своим братьям и, несмотря на все страдания, простил их.
С великой радостью узнал Иаков, что его любимый сын жив ! Вскоре после того, как им была получена от старших сыновей эта весть, когда они вернулись домой с хлебом, и Иаков и вся его семья - дети, невестки, внуки и др. переселились в Египет ближе к Иосифу и были хорошо там приняты благодаря его заслугам. В последующие четыреста лет они и их потомки проживут там, что был предсказано ещё Аврааму, и станут народом численностью в несколько миллионов человек, поскольку их семьи были многодетными.
Этот народ - и были евреи, а само это слово в тех землях в переводе означало «пришелец».
Исход для избранных
Согласно обещанию, данному Богом Аврааму, Его народ должен был не только войти в чужую землю, но и выйти из неё в ту самую, которую они должны были получить уже не как странники (именно им был Авраам), а во владение.
Впоследствии, выходя из Египта и идя пустыней, израильтяне (Израиль - второе имя Иакова) будут с жалостью вспоминать плодородные берега полноводного Нила и разнообразие продуктов питания, включая «котлы с мясом». Но они слишком быстро забыли своё рабское существование там.
Дело в том, что после смены правящей династии в Египте новые фараоны перестали оказывать благоволение евреям, а напротив, заявили, что от них исходит опасность захватить и прибрать к рукам египетское государство, размножившись ещё больше. И они наложили на инородцев трудовые повинности в виде каторжных работ с перетаскиванием тяжестей под палящим африканским солнцем.
Но и этого им показалось мало. Был издан указ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Именно тогда на сцену истории и выйдет человек с типично египетским благородным именем Моусос, он же Моисей. Как и все библейские герои, ЭТО БЫЛА НЕ ВЫДУМКА, а реальное лицо, о биографии которого даже вышла книга в серии ЖЗЛ.
* * *
Моисей был сыном Амрама и Иохаведы из колена Левия - будущего колена священников и законоучителей. В течение трёх месяцев они прятали своего новорожденного сына, а когда это стало невозможно, положили его в корзинку, обмазанную смолой, и пустили по реке. Его нашла и усыновила дочь фараона, а старшая сестра Моисея Мариамь, видевшая всё это, привела для него в качестве кормилицы саму Иохаведу. Ребёнку дали имя, означающее «взятый из воды», а Моусос - типичное имя египетских монархов, как Рамзес и Тутмос, тем более что теперь он стал членом царской семьи и мог претендовать на престол.
Пока Моисей был маленьким, его воспитанием мать занималась одна, и именно она рассказала сыну о Боге-Творце. Когда же он подрос, его привели к дочери фараона, где он был обучен наукам, особенно науке воевать. Но ещё в раннем возрасте узнал, что он не египтянин, а еврей.
До сорока лет молодой человек жил во дворце, пока не увидел случайно, как египтянин-надсмотрщик бьёт еврея. Моисей ударил обидчика и случайно убил его. После этого ему пришлось бежать из Египта в землю Мадиамскую. Та он поселился у местного правителя Иофора, женился на его дочери и жил в течение других сорока лет, будучи пастухом.
* * *
Когда Моисею было уже восемьдесят лет, Бог явился ему на пастбище в виде горящего куста и сказал, что ему поручено вывести израильский народ из египетского рабства. Моисей побывал у фараона и сообщил ему Божью волю относительно Его народа, но фараон ответил категорическим отказом, усилил бремя повинностей для рабов, и из-за этого они возненавидели Моисея, упрекая и понося его.
Тогда Бог решил вынудить фараона исполнить Его волю : «Отпусти Мой народ !». На Египет обрушились десять страшных казней. Придворные колдуны пытались противостоять им и повторили некоторые чудеса, но Господь оказался сильнее. Израильтяне были отпущены и отправились в путь. В честь этого события был установлен первый еврейский праздник Пасха (Пэсах). Но пойти напрямую в Ханаан через землю филистимлян они не могли, поскольку были не в состоянии сражаться с очень сильным и хорошо вооружённым противником. Пришлось идти в обход гораздо правее, в сторону Красного моря.
Прошла неделя пути. Однако вскоре после ухода евреев фараон пожалел, что отпустил рабов, и приказал отправиться в погоню. Но избранный народ был спасён : воды моря расступились, и путники прошли по его дну. А затем морская пучина быстро сомкнулась и погубила преследователей.
Многие скептики насмехаются над этим и над другими событиями, описанными в
Библии. Но в истории происходили многие события, которые не может объяснить наука, потому что для всемогущего Бога нет ничего невозможного. Атеисты же просто голословно утверждают, что так не бывает, но отрицание, не обоснованное ничем, как сказал известный французский писатель Пьер Буаст, есть признак невежества. А если кто-то ещё сомневается, скажу, что подобные явления происходят и сейчас. Например, у южнокорейского острова Чиндо, причём это не отливы и приливы, а редкое явление, происходящее раз в год, каждую весну.
Избавленные израильтяне пропели Богу торжественную песнь. Это был самый первый псалом, упоминаемый в Библии. Однако вскоре, особенно когда кончилась питьевая вода, они забыли всё это и стали ругать Моисея за то, что он якобы привёл их сюда на погибель. Моисей взмолился к Богу с просьбой, и Бог велел ему ударить посохом в скалу. После удара из скалы потекла вода, и народ смог утолить жажду.
* * *
А теперь следует рассказать особо, что за народ и в каком состоянии вышел из Египта.
Очень трудно любой нации сохранять свою самобытность, а главное веру, находясь в чужих странах в меньшинстве. Это была серьёзная проблема евреев в христианскую эпоху, но ещё острее она была тогда, тридцать пять веков назад.
Дело в том, что за четыреста лет они почти забыли своего Бога и могли потерять знание о нём совсем. О Творце он только что-то слышали по рассказам, но жизнь свою они проводили, хоть и в отдельных городах, но среди египтян, их культуры и языка, религии, обычаев и жизненного уклада. Были почти забыты нравственные заповеди, а заповедь о субботе, которая является знаком, отдыхом для тела и главное для души, воспоминанием о том, что Бог сотворил мир, была забыта совсем, да и соблюдать они её не могли, ведь рабы работали каждый день, кроме того, в древнем мире выходных дней недели вообще не было, а были только годовые, посвящённые правителям и местным божкам.
Вернувшись на землю предков около ста лет назад и создав государство Израиль, евреи снова стали единой, сильной и цивилизованной нацией. Так и египетские евреи не могли бы стать подлинно избранным народом, не покинув чужую землю и не приобретя свою. Божий план заключался в том, чтобы потомки Авраама возродились, и, создав очаг государственности и духовности, стали светом для всего мира.
Для начала народом кто-то должен был управлять. Но Моисей был физически не в состоянии заниматься всеми делами, ведь даже судиться люди приходили только к нему. В это время его находит тесть Иофор после того, как узнаёт, где Моисей находится. Именно Иофор и посоветовал назначить начальников для управления а разбора всех дел, и теперь Моисей занимался только важнейшими из них, а его брат Аарон стал первым священником.
Бог преподал Своему народу и ещё один урок. В пустыне не было пищи, и Он дал израильтянам манну, которую они потом собирали. Это Господь использовал для того, чтобы приучить их соблюдать субботу, а также послушанию и доверию, без чего настоящая вера в Бога невозможна, но КОТОРАЯ ВСЕГДА НА ПОЛЬЗУ ЧЕЛОВЕКУ.
Его повеление заключалось в следующем : собирать манну каждый день можно было ровно столько, сколько может съесть человек за один день. В пятницу нужно было собрать двойную норму, а в субботу манна не выпадала вообще и её не собирали. Излишки манны, которая оставалась на земле, таяли и исчезали.
Казалось бы, совсем простое повеление. Но, увы, большинство израильтян проявили неслыханное упрямство и поплатились за это. Например, некоторые из них жадничали и собирали слишком много, но манна не могла храниться долго, на следующий день она портилась и имела дурной запах. А в пятницу, день приготовления, когда до захода солнца, после которого наступает суббота, надо закончить все дела, многие собрали только на один день и вышли за манной в субботу, но манны не было и они целый день оставались без пищи. Такое упрямство бывало все века, да и в наши дни это довольно распространённое явление.
С тех незапамятных времён пройдёт несколько тысячелетий. Многое случится с евреями за это время : и приход в землю обетованную, и собственное царство, и вавилонский плен, и возвращение из него, и новое изгнание уже римлянами, и рассеяние по всему миру, жизнь в чужих землях, вплоть до современного государства. Представители избранного народа часто огорчали Бога и поворачивались к Нему спиной, но Он не прекращал благословлять их и заботиться о них.
Евреи дали миру огромное множество государственных деятелей, философов и учёных, писателей и поэтов, музыкантов и композиторов, медиков и многих других замечательных людей. А кроме субботнего отдыха, их вкладом в мировой прогресс являются ещё правосудие и равенство всех перед законом, законы животноводства (права животных) и севооборота (об отдыхе для земли), а наконец, просвещение и всеобщая грамотность.
Синай и золотой телец
Бог не является только еврейским Богом. Он Бог всех людей, любит всех и заботится обо всех. Ещё со времён Авраама к его стану мог присоединиться при желании любой иноплеменник при условии, что будет жить в соответствии с заповедями. Во время исхода к евреям присоединилось и небольшое количество египтян по происхождению и был готовы вместе с ними терпеть тяготы дальней дороги. Этот обычай продолжался и все последующие века.
Бог Сам вёл Свой народ вперёд. Днём он шёл перед ним в столпе (что значит башня, колонна) облачном, а ночью в огненном. И когда все пришли к горе Синай, должно было произойти обновление завета (союза), который был заключён с Авраамом и прервался из-за причин, указанных выше.
Господь Своим собственным голосом, так, чтобы у Синая Его слышали все, произнёс десять нравственных заповедей, данных всем людям, а евреи должны были стать их хранителями и примером для других народов. Пройдёт немало времени, и этот закон станет известен всем, пять из десяти заповедей возьмут себе буддисты, потом все десять христиане, и даже в исламе они будут иметь место. Около половины населения земли станут монотеистами, и тогда решительно изменится нужность и статус иудаизма более позднего, раввинского, то есть с примесью преданий, противоречащих библейским текстам. Да вдобавок они провинились ещё и тем, что отвергли пришедшего Мессию. После этого у последнего останется два пути : вернуться к видоизменённым ими истинами из Писаний, или же такая вера станет полностью бесполезной.
А пока что евреи являются и долго ещё будут избранным народом, носителями истины. И Моисей поднимается на вершину Синая на целых сорок дней. Там он должен был получить от Бога каменные скрижали с заповедями, а также выслушать и записать Его повеления. Одна их часть касалась повседневной жизни израильтян, а другая описывала скинию - переносной храм, который надо было построить.
Бог находится везде. И чтоб обратиться к Нему в молитве, не нужно особое место. Не обязательно это делать только в синагоге или церкви, а также необязательно идти к Стене плача и вкладывать в неё записки с просьбами. КОТ ХОЧЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ, ТОТ МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ К НЕМУ ПРЯМО СЕЙЧАС, причём не по книжечке-молитвеннику, а своими словами. Но тогда израильтяне, совсем недавно бывшие рабами в языческой стране, должны были постоянно видеть место особого Божьего присутствия. Каждый предмет в скинии и размеры его деталей были символичными и носили на себе глубокий смысл. А жертва, которая приносилась там каждый день, не служила, как у идолопоклонников, «для умилостивления богов», а указывала на будущего Мессию. Службу в храме осуществляли Аарон и его семья, а потомки Аарона по прямой линии были первосвященниками.
* * *
В то время у подножия горы нетерпеливые народные массы начали переживать, не случилось ли с Моисеем чего плохого. Опять, причём не первый и не последний раз, они стали роптать и жалеть, что не остались в Египте. Отказываясь постичь великого Бога, Который не может быть олицетворён каким-то изображением и вспомнив о египетских богах, они требуют у Аарона, чтоб он сделал им золотого тельца для поклонения. Тот сначала отказывается исполнить это, но затем не устоял, услышав угрозы расправы в адрес его самого и его семьи.
Моисей, сходя с горы со скрижалями, увидел ужасную картину : этому идолу поклоняется, приносит жертвы и кадит вся толпа. От огорчения он бросает скрижали на землю и они разбиваются. Народ, который совсем недавно на словах обещал сделать всё, что Бог повелит им, отказались в первый же момент.
Бог, испытывая Моисея, предлагает ему отойти в сторону, чтобы Он истребил всех и произвёл Свой новый народ от Моисея. На это Моисей просит Бога вместе со всеми уничтожить и его, и тогда израильтяне получают прощение. На специально вытесанных новых скрижалях Господь Сам пишет Свой нравственный закон.
* * *
Важно отметить, что когда Моисей писал Пятикнижие, он вписал туда «ВСЕ СЛОВА ГОСПОДНИ», то есть и повествования, и законы и повеления, и пророчества. Иными словами, всё, что мы должны знать оттуда, записано в Писаниях. Значит, никакой устной Торы, составленной раввинами, НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, особенно после того, как оказалось, что она сильно противоречит Писаниям. Впрочем, в христианстве дела не лучше: такие же противоречия есть в преданиях католиков и православных, а это львиная
доля всего христианства, да и многие протестанты до сих пор не распрощались с наслоениями стереотипов и традиций.
БИБЛИЯ - единственный источник истины и ответов на все важные вопросы. Необходимо внимательнейшим образом читать и изучать её с молитвой веры, и тогда непонятное станет понятным и сделает человека счастливым.
Сорок лет скитаний
Итак, израильтяне, стройным порядком, каждое колено в своей колонне, приближались к реке Иордан с востока.
Необходимо было произвести разведку достигнутой земли, и было послано двенадцать разведчиков, по одному из каждого колена. Их возвращение повергло весь народ в уныние : там живёт сильный народ и особенно велики «сыны Енаковы», они хорошо вооружены и находятся за мощными укреплениями городов. Кроме того, как они описали, «земля там плоха и пожирает живущих на ней».
Таков был рассказ десяти вернувшихся. Другие же двое, Халев и слуга Моисея Иисус Навин, пытались напомнить соплеменникам чудесное избавление от египтян, присутствие Бога в пути и Его заботу, а также то, что вера и доверие делают сильными и смелыми. Но никто не захотел их даже слушать ! Ропот и проклятия, а также тоска по Египту ещё более усилились, а отчаяние и уныние охватило всех и продолжалось больше месяца.
Положение было сложным. Не пожелавшие расстаться с психологией рабов не могли войти в землю обетованную, а тем более завоевать её. И тогда Бог объявил Своему народу, что те из них, кто вышел из Египта, будучи взрослыми, умрут, не войдя в землю обетованную. Только для Халева и Иисуса Навина было сделано исключение.
Пребывание в пустыне должно было продолжаться сорок лет, по числу дней ропота.
* * *
Когда сорок лет истекли, Моисей был уже глубоким старцем. Ему было сто двадцать лет. Именно он и начал составлять Писания, которые уже после него были написаны дальше. Кроме Пятикнижия, он был ещё и автором книги Иова.
Моисей узнал от Бога, что сам он в землю обетованную не войдёт. После смерти, как написано, он был воскрешён и взят на небо.
Преемником Моисея и новым вождём израильтян, которых нужно вести дальше, становится Иисус Навин.
Пора войн
Первым препятствием на пути следования Божьего народа был большой и очень
хорошо укреплённый город Иерихон. Перед его взятием в город были посланы два разведчика, которых чуть не изловили, но Раав-блудница помогла им бежать. Она была язычницей и поступила не совсем по Божьей заповеди, поскольку прибегнула к обману, но её извиняет то, что о Десяти заповедях она не слышала и поступила по совести. Так многие язычники из разных уголков земли, включая дикарей, будут спасёнными и войдут в новый мир благодаря этому. Что же касается иудеев и впоследствии христиан, то с них спрос особый, поскольку Бог открыл им истину и они имеют его слово - Священные Писания.
Подобно Моисею, Иисус Навин перевёл израильтян по дну полноводного Иордана и выполнил то, что велел ему Бог : нужно было определённое количество раз обойти вокруг города и протрубить в трубы. Когда это было сделано, городские стены рухнули. Город был взят и захвачен, а семье Раав-блудницы не было причинено никакого зла, так как по просьбе разведчиков она сделала на своём доме особый знак.
Завоевание земель продолжалось. Оно шло не всегда гладко, бывали и поражения, когда кем-то из израильтян было сделано что-то непозволительное, и всё же пришельцы продвигались вперёд. Земля была наконец-то поделена между коленами по жребию, её получили все колена, кроме одного - колена Левиина. Это было колено служителей, которые должны были заниматься только храмовыми обрядами и учить народ закону. На их содержание каждый израильтянин должен был отдавать десятину - одну десятую из всех своих доходов. Обучение детей закону велось в школах, а по субботам и праздникам (записанным в Пятикнижии) устраивались богослужения, во время которых левиты обучали народ Торе (Тора – это закон, Божье откровение, а также Пятикнижие Моисея). Такая практика есть и у христиан как правопреемниках Божьего народа. Пасторы и служители, которые должны заниматься только духовной работой, получают заработную плату из десятин.
Иисус Навин не дожил до полного завоевания земли обетованной. Теперь, когда земли были разделены между коленами, они (колена) должны были захватить её сами.
* * *
Бог повелел Своему народу взять Ханаан в своё полноправное владение, а живущие там народы изгнать и даже истребить. Такой приказ может показаться очень жестоким, но следует сказать, что те, кто там жил - ханааанские народы - давно уже наполнили чашу беззаконий и достигли высшей точки разврата и безжалостности, включая принесение человеческих жертв, поэтому то, что с ними делалось, объяснимо. Исключение было сделано только для тех из них, кто примет еврейскую веру. Например, таковыми были часть евеев, и они были приняты, но поскольку они пошли на обман, притворяясь израильтянами, они и их потомки должны были служить при храме - рубить дрова и таскать воду.
Израильтяне ослушались Бога и изгнали с занятой земли не всех. Оставить часть Хананеев они решили из корыстных соображений. Это стало для них большой проблемой на много веков вперёд.
Так началась эпоха судей, которая продолжалась не более 500 лет. В то время после смерти Иисуса Навина народом правили так называемые судьи - пророки, сообщавшие всем волю Бога.
В то время у израильтян ещё не было чётких атрибутов государства и каждый «делал то, что считал нужным». Часто израильтяне ударялись в идолопоклонство и беззакония, тогда на них нападали враги и порабощали их, заставляя платить дань. Тогда они опять обращались к Богу, побеждали и некоторое время жили благополучно, но вскоре повторялось то же самое.
В современном виде происходит аналогичное явление : только когда человеку плохо, он вспоминает о Боге. Но такую линию поведения нельзя считать нормальной, ведь когда нам хорошо, нам есть за что Его благодарить, а праведный образ жизни всегда приносит человеку счастье.
Одним из самых известных судей был Гедеон, который с небольшим отрядом в несколько сот человек победил многотысячное войско объединившихся мадианитян и амаликитян. Это была первая в истории «психическая атака». Он напали на врагов ночью с яркими светильниками, трубами и кличем «Меч Господа и Гедеона». Эта фраза символизирует сочетание Божественных и человеческих усилий. Во всех делах человек должен полагаться на Бога, но и сам обязан трудиться и действовать, а не сидеть сложа руки.
Другой судья - силач Самсон, должен был стать особым судьёй, которого ещё не было в израильском народе. Но свои способности он потратил на угождение самому себе, пребывая в удовольствиях и бахвалясь силой. Его погубила женщина Далила : когда он спал, она обрила его волосы, в которых заключалась сила Самсона, и так помогла филистимлянам поймать его. Самсон был ослеплён и отправлен на каторжные работы, став всеобщим посмешищем. Только тогда он понял, как провинился перед Богом. Однажды во время праздника в Газе, столице филистимлян, когда его привели для забавы показать народу, он помолился Богу и попросил вернуть ему силу хоть на короткое время. Получив силу, Самсон валит колонны, на которых держится постройка, все находившиеся там погибают, и он вместе с ними.
Тогда же произошло и ещё одно событие : в результате крупного военного конфликта, в котором провинилось колено Вениаминово, оно чуть не исчезло совсем. Будучи и так очень малым, оно стало ещё меньше и состояло из 600 мужчин, а женщины не осталось ни одной. И тогда они решили взять себе жён из Иависа Галаадского, расположенного по соседству, и колено было восстановлено.
Теократия и монархия
Новый этап истории израильтян связан с событием, произошедшим около 3000 лет назад - с рождением пророка Самуила и его деятельностью.
* * *
Был один человек по имени Елкана, у которого жена долго не рожала детей. Подобно
Аврааму, не дождавшись этого радостного события, он взял себе другую жену и стал отцом десятерых, однако его первая и любимая жена всё ещё не могла забеременеть. Звали её Анна (в еврейском оригинале Хана).
Придя в храм, Анна пообещала Господу в присутствии первосвященника Илия, что если у неё родится сын, она отдаст его на служение в храм. Бог ответил на молитву женщины, и вскоре родился ребёнок, которого назвали Самуилом. После того, как закончились его вскармливание, он был принесён в скинию в Силоме (Шило), что на западном берегу реки Иордан, где тогда находился ковчег завета и где совершались все храмовые обряды.
Мальчик Самуил вначале совершал при храме самую простую, чёрную работу, но, когда подрос, стал исполнять даже обязанности священника. Он был трудолюбив, старателен и очень крепок в вере.
У Илия было два сына - Офни и Финеес. Они были известны многим в округе как люди злые и жадные, которые грабили приходящих в храм, нарушая заповеди Моисея о жертвах. И это было ужасно, ведь вместе с отцом Илием они были духовными лидерами избранного народа.
Именно в это время уже взрослый Самуил впервые слышит голос Бога и становится пророком. Господь открыл ему, что сыновья Илия и сам Илий больше не будут руководителями народа, и поставит Он вместо них другого, верного священника. Этим человеком, священником, пророком и последним судьёй стал впоследствии сам Самуил. Но перед этим происходит страшная трагедия - во время войны с филистимлянами Илий, Офни и Финеес гибнут, а ковчег завета на короткое время становится трофеем врагов. Позже филистимляне сами возвращают его израильтянам, потому что Бог обрушил на них страшные болезни. Это было сделано так : ковчег был положен на телегу, в которую запрягли корову, и она сама вместе с поклажей дошла до Вефсамиса (Бейт-Шемеша), что под (Иевусом) Иерусалимом.
История с Офни и Финеесом учит нас тому, что может произойти с духовными служителями, когда они, злоупотребляя своим высоким званием, заботятся только о богатстве и карьере, а своим обращением с людьми компрометируют Самого Бога, служителями Которого они являются по положению.
* * *
Прошло двадцать лет. Всё это время Самуил оставался лидером Израиля. Это были годы достаточно благополучные и отмеченные многочисленными победами над врагом. И всё же на этом эпоха судей подошла к концу. Состарившись, Самуил поставил судьями вместо себя двоих сыновей, но, поскольку они оказались нечестными и, разбирая дела, не выносили справедливых решений, принимая взятки, это вызвало всеобщее негодование народа. И тогда старейшины, выполняя данное им поручение людей, пришли к Самуилу и потребовали поставить им царя, как у других народов.
Надо сказать, что план Божий никогда не предусматривал монархию у израильтян. У них была ТЕОКРАТИЯ, что в переводе значит «власть Бога». Лидерами народа были судьи, имеющие откровения от Бога, которые они потом обнародовали. Священники и
левиты занимались храмовым служением и духовной работой, а для других нужд были начальники разных рангов. Бог никогда не хотел, чтобы огромная, почти неограниченная власть находилась в руках одного человека (особенно страшно, если этот человек тиран и злодей) и планировал, чтобы в Божьем народе, в отличие от окружающих языческих государств, это было не так.
Помолясь, Самуил получил Божий ответ на требование старейшин. Господь сказал : «Поставь им царя, ибо они не тебя, а Меня отвергли». Монархия (власть одного) в Израиле означала, что они уже не считают своим правителем Бога, а хотят именно царя, который решит все их проблемы.
До революции в России еретиками называли не только тех, кто против Бога (ведь были и атеисты), но и тех, кто против царя. Цари всегда считались безупречными кормильцами и благодетелями, как оказалось, это неправда и привело к ещё худшей беде - большевизму. Многие православные священники учили (да и сейчас ещё пытаются) почитать любого царя и главу государства, но если бы они прочли Библию внимательно, они бы заметили, что Бог всегда был против подобного абсолютизма.
Итак, Самуил передал старейшинам, что сказал ему Бог, и перечислил все права и привилегии царя. Но те остались непреклонны и не пожелали отказаться от своих требований.
* * *
На царский трон первым взошёл Саул из колена Вениаминова. Он был высокого роста, очень красив и силён. По представлениям людей, царь должен был быть именно таким. Самуил совершил над Саулом, как потом стало принято, обряд помазания, и царствование его началось. Столицей его царства стал родной город Саула Гива Вениаминова.
Первоначально Саул был хорошим царём, мудрым и смелым. Начало его правления было отмечено многочисленными боевыми доблестями, но в результате головокружения от успехов он сначала зазнался, а потом стал нарушать повеления, данные Богом. И тогда Самуилу было велено найти и помазать другого царя, так как Саул недолго просидит на троне.
Придя в Вифлеем (Бейт-Лехем), пророк Самуил направился к Иессею, чтобы выбрать того, на кого укажет Сам Бог. Но на этот раз жребий не пал на кого-то высокого и красивого. О всех сыновьях Иессея, начиная со старшего, Бог сказал, что это не его избранник. На вопрос Самуила, все ли сыновья Иессея здесь, он ответил, что есть ещё самый младший, Давид, который в эту минуту пасёт стадо. Давид был невзрачным на вид, но очень заботливым и смелым, когда ему приходилось защищать овец от волков. Ещё он умел красиво играть на гуслях. Именно на Давида указал Бог и велел Самуилу помазать его, хотя пройдёт ещё немало лет, прежде чем он окажется на троне.
* * *
А в это время события развивались дальше. Поскольку Саул начал нарушать Божьи заповеди, его начал мучить злой дух от дьявола. Именно в результате этого Давид и оказался при дворе. Когда он играл для царя на гуслях, злой дух отступал от него.
Потом снова была война с филистимлянами, и старшие братья Давида пошли на войну, а его самого отец отправил в израильский стан с поручением. И так случилось, что именно ему довелось сразиться с филистимским богатырём Голиафом и убить его при помощи пращи, которую он использовал раньше против хищников-волков. Если человек находится на стороне Бога и повинуется Ему, то он становится гораздо сильнее, и, несмотря на скептицизм и насмешки, способен победить любого врага !
Враги были повержены и в страхе бежали. Но, услышав возгласы народа «Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч !», царь пришёл в ярость, и злоба внутри него всё росла и росла. Однажды, когда Давид играл на гуслях, Саул метнул в него копьё, но не попал. Потом он женил Давида на своей дочери, чтобы она ему вредила, но из этого ничего не вышло. И когда Саул окончательно решил убить его, он вынужден был по верёвке спуститься вниз из окна и бежать. После этого он провёл, прячась и скитаясь, много лет.
Некоторое время он жил на языческих землях, где ему не раз приходилось доказывать свою принципиальность и верность Божьим заповедям. А Саул продолжал искать его, чтобы убить, но Ионафан, сын Саула, очень любил Давида как лучшего друга и помогал ему. В своей жестокости царь дошёл до крайности : В городе священников Номва он приказал убить первосвященника Ахимилеха и священников за то, что помогли Давиду, не имевшему пищи, и дали ему священные хлебы предложения, взятые из святилища, куда двенадцать новых свежих хлебов клали каждый день, а ели их только священники, как и мясо жертвенных животных доставалось только им. И только Авиафару, сыну Ахимилеха, удалось избежать казни.
Бог всегда готов помочь человеку и никогда его не бросает на произвол судьбы, но если человек отворачивается от Бога, Он вынужден отойти от этого человека, ибо не приемлет насилия над его свободной волей, и тогда человек сам отвечает за последствия всего этого. Конец Саула был печален. Во время очередной войны он попал в окружение врагов, обратился за помощью и советом к Богу, но Он не ответил Саулу. Вместо раскаяния за грехи, из за которых Бог молчал, он обратился к волшебнице, которая вызывала якобы духи умерших, чтобы та вызвала ему пророка Самуила, которого уже не было в живых. Явившийся злой демон не помог Саулу, а только повторил, что его ждёт - позор и погибель, как говорил ему Самуил в своё время. Не желая сдаться в плен, Саул кончает жизнь самоубийством.
* * *
После смерти Саула Давид сразу же занимает его место, а люди, бывшие с ним все прошлые годы, получают высокие должности. Правление его продолжалось всего сорок лет: семь лет его столицей был Хеврон, а затем, после захвата, ещё тридцать три - расположенный на вершине Иудейских гор на возвышенности Сион Иерусалим (на земле колена Иудиного), бывший Иевус, столица Иевусеев, одного из ханаанских народов.
Ковчег завета был тогда перенесён в Иерусалим во временную скинию, что стало праздником для всего народа. Давид мечтал всё свое правление построить в городе храм Господень, где впоследствии будет единственное на всей земле место для святилища, как завещано Богом при Моисее. Но не суждено было ему исполнить свою мечту. В своё правление Давид много воевал, и многовековая мечта о том, что вся земля, данная
коленам, наконец, принадлежала только им, сбылась. Храм же должен был построить другой человек, более мирный, на руках которого нет так много крови, что было, впрочем, обычным явлением на древнем Востоке.
Наиболее неприглядная история жизни Давида связана с Вирсавией, женой Урии Хеттянина, перешедшего в еврейскую веру. Царь сначала вступит в близкие отношения с его женой, затем хотел подстроить так, что к ней забеременевшей входил сам военачальник Урия, а когда это не удалось, подстроил его погибель и взял Вирсавию себе. Пророк Нафан узнал об этом и обличил царя, после чего сначала умирает новорожденный сын Вирсавии, а потом у них рождается другой - Соломон.
Бедствия постигли страну вслед за этим. Сначала Авессалом, сын Давида, убивает своего старшего брата Амнона, обесчестившего сестру, а затем убегает и становится врагом Давида. Позднее погибает и он сам.
* * *
Умирая, Давид высказывает свою волю о том, чтобы следующим израильским царём стал именно Соломон, которого поддерживали Вирсавия и пророк Нафан.
Воцарившись, Соломон в молитве к Богу просил у Него не богатства и славы, а мудрости, чтобы управлять таким многочисленным народом. Бог ответил тем, что дал ему и мудрость, и всё то, что он не просил.
Впоследствии царь Соломон подлинно прославился как справедливый судья и составитель множества притч, а несколько его книг вошли в канон Ветхого Завета.
Главное, чем прославился новый царь, была, конечно же, постройка храма. Много лет шли строительные работы этого величественнейшего здания, и вот, наконец, он был закончен. На посвящении храма Соломон присутствовал сам, преклонив колени перед Богом и показав личный пример смирения всему народу. И огромное славное сияющее облако наполнило храм - таким был ответ на молитву царя.
Но это было далеко не единственное его достижение. Как и Давид, правил всеми Израильтянами он сорок лет и за это время сделал государство очень мощным и процветающим. О его богатстве и благополучии ходила слава по всему миру, а торговать и дружить с ним хотели все окружающие его страны, например, царица Савская и многие другие.
Это был пик расцвета государства евреев. В результате их страна должна была стать населённой огромным числом людей, мировым лидером, а главное - светом миру по причине своей религиозной веры в Единого Бога-Творца. Но, к несчастью, этого не случилось.
* * *
Соломон оказался очень чувственным человеком и решил, для улучшения отношений с Египтом и другими странами, заключить с ними брачные союзы. Всё началось с того, что он взял в жёны дочь фараона. Таких браков он заключил немало. В конце концов его гарем насчитывал семьсот жён и ещё триста наложниц.
Многие из них были не из числа израильтянок, а являлись язычницами, которое поклонялись своим богам. И в один прекрасный день совратили самого Соломона. Мало того, что он разрешал им в своей стране их развратное культовое служение, он ещё и занялся идолопоклонством сам !
ЛИДЕРЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО НА НИХ СМОТРЯТ И С НИХ БЕРУТ ПРИМЕР ВСЕ. Дурной пример оказался слишком заразительными и имел свои страшные последствия на три века вперёд - идолопоклонством занялся почти весь народ.
Бог сказал Соломону, что его страну постигнут великие бедствия, но не в его дни, а в царствование его сына, поскольку сам Соломон имеет большие заслуги перед Богом.
«Всё суета» - напишет в конце жизни Соломон в книге Екклесиаста. Он имел в виду богатство и роскошь, власть и славу, женщин и многое другое. Но главное, о чём должен думать и чем руководствоваться человек - это хранить в своём сердце Божьи заповеди. Такой человек может не страшиться Божьего суда.
* * *
Воцарившийся сын Соломона Ровоам не оправдал надежд отца. Когда оказалось, что жизнь народа стала менее благополучной и царские повинности слишком тяжелы, Ровоам сказал представителям колен, что намерен не облегчить, а ещё усилить гнёт. Обиженные посланцы десяти колен, населявших север страны, оскорбились и заявили о своём отделении. Впоследствии их царство стало называться Израильским (а они стали называться Израильтяне как большинство), царём стал Иеровоам, столицей Самария, а на юге, оставшимся под Ровоамом, остались колена Иуды и Вениамина, а также их священники и левиты, поэтому они стали называться Иудеями, а их царство звалось Иудейским, или Иуда. С тех пор еврейская национальность и вера стала обозначаться одним словом «йегуди», что значит обращённый к Господу.
Израильтяне отделились, как выяснилось позже, не только от Иерусалимского царского престола, но и от Самого Бога. Решив сразу, что ходить в Иерусалимский храм на поклонение они не будут, они отвели для этого города Вефиль и Дан. Там были установлены идолы (а в их честь особые праздники), а священники и служители были назначены ими самими, причём не из левитского колена.
С тех пор за пару веков эти два царства, хоть и поддерживали отношения, испытывали неприязнь друг к другу, а иногда даже воевали друг с другом, что привело потом к краху их обоих.